Главные вопросы

Андрей Левкин
9 апреля 2008, 16:02

Надо провести экскурсию, вот что. В школах в апреле непременно устраивали экскурсии. Везли куда-нибудь в парк, в лес, на небольшую и не слишком отдаленную природу. Дело не системное, но оно локально расширяло сознание учащихся, вспоминавших, что на свете есть еще и жизнь, не связанная с нахождением в классах. Сейчас ощущается явная необходимость отвлечься от зимних медийных дискурса и контекста в пользу небольшой, никем не организованной жизни.

Конечно, устоявшаяся медийная жизнь не слишком благоволит подобным идеям. Надо идти куда-то в нетипичное место, но что это и где? Допустим, ЖЖ, но и эта территория уже становится элементом той же медийной рутины и, скорее всего, вскоре прокиснет. Но пока еще есть места, сохраняющие природную свежесть. Пока они еще живы, о них не сказать нельзя.

Это же хорошо, когда между вполне служебными новостями ЖЖ-ленты вдруг появляется: " Что будет, если особо злобного быка запереть в помещении с прочными стенами, покрашенными в красный цвет? Сойдет с ума?" Или вслед за рассуждениями о том, кто именно вскоре станет московским мэром – Грызлов или Собянин, – читаешь: "А что это за серая хрень, похожая на грязь, бывает на поручнях в общественном транспорте? Чаще всего ее встречаю в городских автобусах с зелеными поручнями. Липкая, противная".  Жизни как таковой в данном факте куда больше, чем в последующем рассуждении о том, что "в России не будет никогда единой демократической партии".

Или: "Почему в большинстве советских песен было три куплета и припев, а в большинстве современных -- только два куплета с припевом?". Еще (в ленте – неподалеку от просьбы подсказать любые контакты помощника В. С. Черномырдина -- Евгения Белоглазова): "А это только в России и русскоязычном мире у людей есть обыкновение стрелять сигареты или еще где?"

Мало того, на все эти вопросы будут ответы. С сигаретами так – стреляют практически везде. То есть это сообщество, в котором задают вопросы. Называется  "Бесполезные ЧЗВ" (useless_faq), пиарить его совершенно неохота. Оно существует как-то изолированно, отличается вменяемостью и хорошим слогом комментариев, так зачем сообщать координаты хорошего места, а ну как набегут уроды? Но ведь это хорошее место, и зачем непременно думать про уродов? Опять же, в апреле должна быть экскурсия в правильное место, а это – оно и есть.

Вообще, задаваемые там вопросы исполнены реальным смыслом, пусть даже они и заносят себя в бесполезные. Но как может быть бесполезен вопрос: "Зачем дети обводят нос, глаза, губы на картинках в детских книжках? Видела это и на своих старых книжках (зачем обводила -- не помню) и на чужих. Если раскрашивают иллюстрации -- это понятно, а вот обводят (у меня аж прямо ручкой),  зачем?"

Или так: "Скажите, почему в фильмах ужасов довольно часто встречается сцена: герой/героиня обращаются к невидимому призраку в стиле "Выходи, я знаю, что ты тут!", а когда призрак выходит, пугаются, визжат и порываются смотаться. Где логика?" А вот  совсем конкретно: "Является ли слухом факт заказа Абрамовичем проходческого щита? Если нет, то за сколько можно прорыть туннель до Аляски?". Ответы: "Мировой рекорд скорости проходки -- 1250 метров тоннеля в месяц", кроме того, уточнение: "Да, еще не забываем еще один момент -- мы находимся на разных тектонических платформах, этот тоннель будет елозить на 4--5 сантиметров в год (а в плохие дни и в час), на месте стыка платформ его будет заливать периодически то водой, то лавой".

Конечно, на вопрос "А сколько иголок у среднестатистического ежика?" ответ тем более будет: "У взрослых ежей их 5000--6000, у молодых -- всего 3000". Но это тут не упражнение в эрудиции, вот: "В середине станции метро "Балтийская" (санкт-петербургский метрополитен) под потолком висит такой черный пластиковый (?) шар, похожий на футуристический светильник. Однако он не светится и вообще ничего с ним не происходит. Кто-нибудь знает, что это?" Ответ: "Купольная поворотная камера. В центре зала для того, чтобы было больше пространства для просмотра, над эскалаторами (предполагаю) висят строго отцентрованные на лица поднимающихся крупным планом, а эта для обзора зала". Еще про потолки и объекты на них: "Если кто знает, в Главном здании МГУ (на Воробьевых горах которое) есть такая здоровенная лекционная аудитория 02. А наверху, посреди потолка, висят лампы, причем не люстры, как в театрах, а плафоны, прикрученные к потолку. Интересно, как там меняют перегоревшие лампы?" Да, это правда: сидел там когда-то и думал о том же. Но дело не в частных воспоминаниях.

Конкретика она же всегда какая-то реальная: "Какова схема оплаты труда у среднестатистического российского театрального актера? Фиксированный оклад + надбавки в зависимости от количества спектаклей? Или еще как-то? И как схема выглядит на гастролях?" "Зачем на территории супер- и гипермаркетов кладут плиточку? Не асфальт, а именно плитку. Идешь себе с тележкой, как дурак, тарахтишь. И все тарахтят.
Так глупо..." И ведь и тут и там – одна и та же жизнь. Она, собственно, совершенно всюду. Но редко когда это так осязаемо: "Почему не бывает фастфуда на черном хлебе???"

Среди прочего представлены социологические и страноведческие интересы, не академического формата: "Подскажите, кто в курсе: из чего была овсянка у "реального" сэра Баскервиля? Неужели в XIX веке англичане ели овсяные хлопья? А если нет, то что?" "Почему ортодоксальные иудеи должны отрастить пейсы и носить шляпу в помещении? Нигде внятного объяснения не могу найти, кроме "так надо"". "В американских фильмах на трассах показывают желтые баки с водой. Для чего они?"

Вот уже чисто для учебника по истории Отечества: "Какая заставка была у передачи "Спокойной ночи, малыши" до известной всем пластилиновой?" "Что такое "местком"? То есть я знаю, что расшифровывается это как "местный комитет" и в советские времена так назывался "профсоюзный комитет" -- профком, но почему он "местный"?" " Если взять ретроспективу советских фильмов о противостоянии наших разведчиков и немецко-фашистских шпионов, то кажется, что в каждой новой картине и те и другие все умнее, все хитрее и выстраивают все более запутанные комбинации?" "Почему сейчас выпускается только 8,5% сгущенное молоко, тогда как раньше было 13%?". "Заметил совсем недавно, что, когда пью газировку, пузырьки воздуха не бьют в нос. Раньше ведь били, я помню. Почему так?"

А вот здесь и сейчас: "Почему торговцы в электричках и метро так любят торговать именно стеклорезами? И сколько эти торговцы так зарабатывают?" Казалось бы, риторический и досужий вопрос, но -- нет: "Сейчас стеклорезами торгуют, когда нет другой темы, в принципе дело достаточно выгодное, но реально приносящее торгашу около 2000 р за день, правда, не все готовы этим заниматься, так как таскать плитку и стекло нелегко".

Еще про электрички, но это же надо было заметить! "Почему когда электричка подъезжает к конечной станции, она это делает ооочень медленно? Когда станция не конечная, электричка быстро тормозит. Зачем им нужно на конечную станцию прибывать медленно? Имеется в виду, что в этих случаях это одна станция. Разные только электрички…" Объяснение есть: "На железной дороге положено ездить медленно, если впереди красный или тупик. Если электричка проходящая, то у нее собран маршрут дальше на главный путь, горит зеленый, можно подъезжать быстро. Если у электрички на этой станции конечная, то маршрут собран в тупик, горит белый, подъезжаем медленно. Идея в том, что если с тормозами вдруг окажутся проблемы, то на зеленый мы просто проедем остановку, ну и фиг с ней. Проехав на красный, можно въехать в предыдущий (или еще хуже -- встречный состав), а при въезде в тупик без тормозов можно свалиться на стрелке или протаранить тупиковую призму и свалиться уже там. Поэтому по инструкции положено тормозить заранее".

То есть этот мир, который на первый взгляд выглядит чуть даже нелепо, обнаруживает, что он очень умный и связный, даже в таком варианте: "Оказывается, человекообразные обезьяны, дельфины и слоны узнают собственное отражение в зеркале. Интересно, о чем думает слон, когда видит себя в зеркале?" В самом же деле, слон тут действительно должен что-то подумать, разве нет? Или: "Почему чайный пакетик, когда его вынимаешь из чашки, начинает закручиваться (или раскручиваться) на ниточке?" Ведь раскручивается же, да.  

Если читать все подряд, то там не найдется ни одной темы, которая бы проходила в медиа. Но все – совершенно живое, и мир, возникающий вдоль этой ленты, связный и цельный. Причем – он разумен, хотя никак никем не управляется. Его куски вроде друг с другом не связаны, а вот все равно все вместе. "Сколько раз нужно прослушать одну и ту же мелодию, чтобы сойти с ума? "Часто ли стоматологов кусают за пальцы пациенты?" "Как я заметила за собой и не только за собой, сидя иногда начинаешь раскачиваться. Несильно, так по чуть-чуть --  в основном (это уже по себе заметила) в такт сердечному ритму. Это почему так происходит?" И, неподалеку, "Возможно ли выполнить "петлю Нестерова" на пассажирском авиалайнере (интересуют модели ЯК-40, ТУ-134, Эйрбас А380). На вертолете Ми-8?". Ответы, конечно, есть. И все это производит какое-то одно и то же сознание, избирающее предмет интереса только по своей прихоти. Выскакивая при случае уже куда-то совершенно в другое пространство:

"Скажите, зачем при отправлении поезда
проводники высовываются из вагона и держат в руках
палку с замусоленной желтой тряпкой? 

Кстати, при ж\д переезде возле будки тоже стоят такие тетки
с этой же палкой с обветшалым платком.
Зачем всё это?



Если как знак какой-то, то почему он грязный,
там желтого даже не видно и мелкого размера.
И почему не развевается, как флажок?"

 

 

Андрей Левкин, главред "Полит.ру"