Ливан после полутора лет безвластия обрел нового президента. Главой государства стал главнокомандующий армией страны генерал Мишель Сулейман, вокруг которого объединились и депутаты от правящей коалиции, и исламисты из радикального движения «Хезболла».
Председатель ливанского парламента Набих Бери, оглашая результаты голосования, с гордостью заявил, что после девятнадцати безуспешных попыток привести к согласию сторонников прозападного правительства Фуада ас-Синьоры и исламскую оппозицию в лице движения «Хезболла» двадцатая увенчалась успехом. Новый президент был избран 118 голосами депутатов из 128 заседающих в парламенте, пишет сегодня "Газета.Ru".
Свое выступление в законодательном собрании он начал с объявления минуты молчания в память о погибших в ходе острейшего внутриполитического кризиса, поразившего страну в последние полтора года и поставившего ее на грань новой гражданской войны. Он выразил признательность генеральному секретарю Лиги арабских государств Амру Мусе и эмиру Катара шейху Хамаду бен Халифе Аль Тани за активные посреднические усилия в урегулировании конфликта.
Новый глава государства в своем первом выступлении подтвердил, что вооруженные отряды радикального движения «Хезболлах» постепенно будут включаться в регулярные подразделения ливанской армии.
Избрание Сулеймана стало возможным после того, как противоборствующие стороны пошли навстречу друг другу на переговорах, проходивших на прошлой неделе при посредничестве эмира Катара в Дохе. На прямые консультации правящая коалиция «Движение 14 марта» и просирийское движение «Хезболла» пошли после того, как меры, принятые правительством ас-Синьоры в отношении вооруженных мусульманских радикалов, спровоцировали массовое кровопролитие в центре Бейрута. Гибель 81 человека и захват «Хезболлой» некоторых районов ливанской столицы живо напомнили всем эпизоды гражданской войны, разорявшей страну на протяжении пятнадцати лет, с 1975-го по 1990 годы.
Комментируя итоги выборов, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал избрание президентом страны генерала Сулеймана «историческим», отметив, что оно приведет к «возрождению всех ливанских конституционных институтов и возвращению страны к политическому диалогу». Башар Асад, президент Сирии, одной из стран, оказывающих сильное влияние на Ливан, позвонил Сулейману и поздравил его. «Перед Сулейманом -- зеленый свет, который выражается в поддержке всех ливанцев, а также огромной поддержке со стороны арабского мира и международного сообщества, -- говорится в информационном сообщении, распространенном в эфире сирийского телевидения. -- Объединенный Ливан способен преодолеть кризис, сопротивляющийся Ливан выбрал президента». С аналогичным посланием обратился к Ливану и иорданский монарх Абдалла II.
Между тем в Израиле отнеслись к избранию президента Ливана без восторга. «Выбор Сулеймана не является продуктом демократического компромисса между большинством и оппозицией, -- говорится в комментарии израильской газеты "Гаарец". -- Это продукт угроз и насилия. Церемония приведения к присяге не смогла бы случиться без соглашения с "Хезболлой", которая отсрочила выборы на семь месяцев. Она обусловила согласие на формирование правительства национального единства требованием присутствия в нем 11 своих министров, что дает этому движению право вето на все ключевые решения правительства, поскольку они, согласно ливанской конституции, должны одобряться двумя третями правительства». Эксперты считают дохийские соглашения лишь временным компромиссом, который к тому же свидетельствует о том, что прозападное правительство пошло на значительные, возможно, фатальные уступки.