Прощание с Туркменбаши

4 мая 2008, 10:33

Правительство Туркмении вчера решило перенести на новое место памятник первому президенту страны Сапармурату Ниязову. Из центра столицы его переместили на юг, ближе к окраине. Этот монумент был установлен еще при жизни Ниязова и считался одной из визитных карточек Ашхабада при его правлении. На вершине Арки нейтралитета -- так называется этот памятник -- установлена позолоченная статуя Туркменбаши, которая поворачивается вслед за солнцем.

Решение о переносе, как передает Первый канал, в правительстве объяснили тем, что на юге столицы берет начало одноименный с аркой проспект Нейтралитета и там же формируется новый современный архитектурный ансамбль.

Впрочем, это далеко не первое событие в Туркмении, направленное на отказ от культа личности покойного президента. На улицах уже некоторое время почти нет огромных портретов Ниязова, а месяцу январю, который при нем переименовали в Туркменбаши, вернули его привычное название. Как, впрочем, и остальным месяцам (апрель носил имя матери Туркменбаши -- Гурбансолтан-эдже, а сентябрь -- его книги "Рухнамы"). Постепенно исчезают и памятники: так, ровно год назад стало известно о демонтаже памятника Ниязову, установленного возле каракулевого завода на окраине города Туркменабад в Лебапской области на востоке страны.

Кроме того, грядет конституционная реформа. В сентябре на внеочередном съезде Халк Маслахаты (Народного совета) будет принят новый вариант основного закона, о чем в апреле сообщил сам Бердымухаммедов. "Некоторые статьи действующей конституции устарели, более того, стали тормозом в нашем движении вперед", -- заявил он на расширенном заседании кабинета министров. Проводимые в стране реформы, по мнению главы государства, требуют дальнейшего совершенствования государственно-правовых институтов. Сделать это, по мнению наблюдателей, несложно: во власти уже нет ставленников Ниязова. Клан Туркменбаши полностью заменен кланом Бердымухаммедова.

Ранее, напоминают "Новые известия", президент вернул Туркмении полное среднее и высшее образование, аспирантуру и докторантуру, Академию наук. В Ашхабаде и некоторых областных центрах открылись интернет-кафе, а на днях президент предложил предоставить доступ к интернету воспитанникам школ и детских садов. Возродив национальную оперу и цирк, Бердымухаммедов объявил о наступлении "Эпохи возрождения".

Кардинальные изменения произошли в области соцобеспечения. С 1 июля 2007 года в Туркмении вступил в силу Кодекс о социальном обеспечении, который гарантирует получение пенсий по старости всем гражданам страны, а многодетным семьям и матерям-одиночкам -- выплату пособий.

При этом, конечно, говорить о наступлении демократии в Туркмении рановато. Как отмечал в интервью "Независимой газете" находящийся в изгнании председатель туркменского оппозиционного движения "Ватан" Худайберды Оразов, первые же действия Бердымухаммедова свидетельствовали о том, что принципы руководства государством останутся без изменений. "Он лишь изменил внешнюю атрибутику, а суть оставил. 100-процентная персонификация власти, отсутствие гражданских свобод, экономической либерализации -- вот квинтэссенция правления Бердымухаммедова", -- заявил Оразов. По его убеждению, реформы проводятся не для населения страны, а для создания положительного имиджа на Западе.

Зарубежные наблюдатели с ним, похоже, согласны: в целом режим остается репрессивным и крайне консервативным и пока мало чем отличается от времен Ниязова. Все новые законопроекты в основном касаются лишь экономики. Общественная жизнь жестко контролируется властями, все СМИ принадлежат государству, запрещена деятельность независимых неправительственных организаций, а отдельные активисты правозащитного движения преследуются властями. А представителей Красного Креста до сих пор не пускают в туркменские тюрьмы.