Накануне правительство вызвал в Кремль прощаться действующий президент Владимир Путин. Вопреки сложившейся традиции, когда по понедельникам глава государства собирает кабмин на совещание в 1-м корпусе Кремля, гостям было предложено собраться в 14-м корпусе в том зале, где обычно заседает Совет безопасности. Несколько необычным оказался и состав участников: кроме премьера, его первых (из них, впрочем, присутствовал только Дмитрий Медведев, по совместительству – избранный президент России, его коллега Сергей Иванов уехал в отпуск) и прочих заместителей, министров (подвиг Иванова повторили Юрий Трутнев и Александр Жуков) за большим столом разместились глава администрации президента Сергей Собянин, два его зама Игорь Сечин и Владислав Сурков, пресс-секретарь главы государства Алексей Громов и начальник президентского протокола Игорь Щеголев.
Путин сразу перешел к делу. «Для меня в таком качестве и в таком формате это завершающее мероприятие. Я пригласил вас не для того, чтобы обсуждать производственные вопросы, а для того, чтобы поблагодарить за совместную работу в течение всех восьми лет», – сказал он собравшимся. Причем достались слова благодарности не только тем, кто приехал в Кремль и сделать этого по каким-то причинам не смог, однако продолжает работать в правительстве и администрации, но и всем «остальным, которые работали в разные периоды за эти восемь лет вместе с нами». «Они внесли свой вклад в возрождение российской экономики, социальной сферы, в укрепление обороноспособности нашего государства», – заметил гарант. Таким образом, он благодарил и бывшего премьера Михаила Касьянова, и Алексея Илларионова, которые уже сегодня вечером, возможно, выйдут на Чистопрудный бульвар протестовать против «самодержавия» и «престолонаследия».
После краткой вводной части Владимир Путин напомнил о предстоящем 9 мая параде Победы, где впервые примет участие действующая боевая техника («Это не бряцание оружием, мы никому не угрожаем» -- эти слова, по-видимому, были адресованы не столько министрам, сколько аудитории новостных программ), и инаугурации Медведева 7 мая. «Разумеется, хочу пожелать успехов Дмитрию Анатольевичу Медведеву», -- лаконично сообщил действующий президент.
Впрочем, ни слов прощания, ни тем более слов критики в адрес правительства, которое завтра по российскому законодательству сложит с себя полномочия, из уст Путина так и не прозвучало. «Перед страной стоят новые, масштабные и серьезные задачи», -- напомнил он и тут же, видимо, на правах будущего премьера перечислил: построение инновационной экономики, повышение эффективности государственного управления, укрепление пенсионной системы, становление новой политики социального развития.
«Впереди реализация целого пакета серьезных инициатив в налоговой, финансовой сферах, в образовании, здравоохранении, жилищной политике, развитии села, -- продолжил без полутора суток премьер-министр. -- Каждая из этих задач прямо касается судеб миллионов наших граждан, их сегодняшних и будущих перспектив и в значительной степени будет зависеть от результатов вашей деятельности».
Таким образом, Владимир Владимирович, кажется, дал понять -- многие из ныне действующих министров сохранят свои позиции и в дальнейшем. Министры явно старались не подавать вида, а их будущий начальник не преминул напомнить, что и почивать на лаврах, конечно же, не стоит.
В целом работу кабинета министров Виктора Зубкова можно назвать вполне успешной, заверяют политологи. Так, замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «Эксперту Online», что правительство являлось переходным и, как переходное, оно с поставленными задачами справилось. «Кабинет Зубкова должен был управлять страной в период двух избирательных кампаний -- парламентской и президентской, обеспечить стабильность и спокойную передачу власти, ему это удалось, -- сказал Макаркин, -- ничего ужасающего в экономике и социальной сфере не произошло, основные задачи удалось решить». Правда, изначально, напомнил политолог, с фигурой Зубкова связывались несколько большие ожидания, в частности, сразу после назначения его расценивали как одного из потенциальных преемников, но после того как стало ясно, что преемником он не станет, ожидания стали меньше и, в общем-то, были оправданны.
Среди очевидных минусов работы, безусловно, надо назвать инфляцию, а следовательно, и рост цен, с которыми Зубкову так справиться и не удалось. Впрочем, этого провала уходящий премьер не скрывает, к тому же, заметил Макаркин, в целом тенденция роста цен находится в рамках общемировой.
О переходном статусе напоминает и заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский, правда, по его мнению, это скорее – источник проблем. «Из-за этой специфики правительство не имело возможности системно реагировать на главные угрозы — развитие мирового финансового кризиса, ускорение инфляции. Работа кабмина скорее была функционированием в текущем режиме. Стратегические вопросы не решались. Когда Путин заявил, что готов стать премьером, кабмин окончательно перешел в инерционный режим», -- считает политолог.
Впрочем, по мнению политолога, депутата Госдумы Сергея Маркова, говорить об инерционности работы правительства было бы некорректно: «Путин никогда бы этого не допустил». К тому же, сообщил Марков "Эксперту Online", не стали бы работать по инерции и многие министры, знающие, что после 7 мая сохранят свои посты. «Среди них я бы, например, назвал Сергея Шойгу, Алексея Кудрина, Сергея Лаврова, Анатолия Сердюкова, Татьяну Голикову, Эльвиру Набиуллину», -- говорит политолог. Кстати, по мнению некоторых других наблюдателей, не только сохранит свой пост, но и получит повышение до должности вице-премьра нынешний глава Минрегиона Дмитрий Козак.
Что же касается дальнейшего трудоустройства Зубкова, то, по мнению Алексея Макаркина, он вполне может занять в новом правительстве пост вице-премьера (кстати, это совершенно не противоречит его намерениям возглавить совет директоров «Газпрома») и отвечать, скажем, за решение текущих задач кабмина или курировать аграрный сектор.
Что же касается нового правительства в целом, то оно, скорее всего, будет сочетать «преемственность с обновлением», говорит Макаркин: практически очевидно -- об этом, кстати, открыто говорил Путин, -- что будет расширено количество вице-премьеров, не исключено, что некоторыми из них станут люди, перешедшие в правительство из администрации президента, кроме того, можно ожидать и увеличения количества министерств, в частности раздела Минздравсоцразвития и Минпромэнерго, а также сокращения количества федеральных агентств и передачи их функций министерствам. «О пересмотре административной реформы 2004 года говорили давно, но тот факт, что от этой идеи отказались в октябре и будут осуществлять только сейчас, лишний раз подчеркивает переходный характер кабинета Зубкова», -- резюмирует Макаркин.