Несостоявшаяся сенсация

Ольга Попова
16 июня 2008, 17:20

Пост президента Татарстана пока остается за Минтимером Шаймиевым. Вероятно, что заявление об его отставке было лишь попыткой местной оппозиции попробовать его на прочность. В свою очередь, сам президент Татарстана также прощупывает позицию федеральных властей, пытаясь добиться большей самостоятельности и сохранить власть в своих руках.

Вминувшую субботу президент Татарстана Минтимер Шаймиев выступил с громким заявлением. Глава поволжской республики отметил, что он против отмены существующего порядка назначения глав регионов. По его мнению, необходимо вернуться к прежнему способу определения глав субъектов федерации – всенародным выборам.

Свое заявление Шаймиев сделал почти сразу после того, как в ряде интернет-изданий (первым из них стала «Газета.ру») появилась информация о грядущей отмене поста президента республики. По сообщению издания, 27 июня должна состояться последняя сессия Госсовета Татарстана, на которой якобы планируется внесение поправок в конституцию республики, сутью которых станет упразднение должности президента РТ. В издании также делался прогноз, что на внеочередной июльской сессии может быть объявлено о самороспуске Госсовета и назначении на 12 октября его перевыборов. Согласно предложенному интернет-изданием сценарию, Шаймиев должен был стать председателем Госсовета (т. е. вернуться в то кресло, которое занимал до избрания президентом республики в 1991 году) и стать номинальным главой республики. Реальная же власть при этом перейдет в руки премьер-министра, назначаемого по представлению президента России. В качестве обоснования своей информации издание ссылалось на длительные встречи президента Татарстана и нового полпреда президента в Приволжье Григория Рапоты. Политики проводили интенсивные консультации, а потом неожиданно отказались от итоговой пресс-конференции.

Естественно, аналитики сразу поспешили связать оба этих события – субботний демарш президента Татарстана, обычно демонстрирующего свою лояльность центру, стал рассматриваться как попытка оказать давление на Кремль с целью помешать ликвидации поста главы республики. Аналитики взахлеб кинулись обсуждать перспективы ухода Шаймиева с поста президента, а вслед за ним и отмены постов президентов в других национальных республиках – в первую очередь в соседней Башкирии, где правит другой политический тяжеловес-долгожитель – Муртаза Рахимов, и Республики Чувашии, главой которой является амбициозный и не лезущий за словом в карман экс-министр юстиции РФ Николай Федоров. В Татарстане даже прошли некоторые народные выступления против отмены поста президента. Так, в Набережных Челнах, в ТОЦе (Татарский общественный центр) был создан комитет по защите должности президента Татарстана. Выдвинуты основные лозунги: «Москва, Кремль – руки прочь от поста президента Татарстана!», «Нет губернизации Татарстана и других национальных республик!» В минувшую пятницу около тридцати активистов ТОЦа выставили пикет с требованием сохранить в Татарстане должность президента.

При этом Госсовет РТ выступил с опровержением информации, распространенной интернет-изданиями, назвав ее «обычной уткой» и даже «бредом сивой кобылы». Татарстанские законодатели заявили, что никаких законопроектов, изменяющих конфигурацию республиканской власти, ни на июньскую, ни на июльскую, ни на какие другие сессии выноситься не будет. Всего на заседание планируется вынести около 40 вопросов, в том числе ключевой – обсуждение вопроса об исполнении бюджета за прошлый год. Но политические вопросы в повестке дня не запланированы.

Обращает на себя внимание и один из авторов пресловутой публикации – депутат Госсовета Ирек Муртазин. Этот человек хорошо известен в РТ. В середине 1990-х годов он несколько лет был пресс-секретарем Шаймиева и одним из самых близких к нему людей. Не без протекции главы Татарстана он перешел на работу руководителем ГТРК «Татарстан», но через некоторое время был уволен московскими менеджерами канала. В результате Муртазин постепенно стал одним из главных оппозиционеров главы Татарстана. Не так давно Муртазин выпустил книгу с символическим названием «Последний президент Татарстана», посвященную бывшему боссу. Вот как он объясняет стремление написать книгу о главе республики: «Сегодня, когда мое разочарование Минтимером Шаймиевым умиротворилось, наступил душевный дискомфорт от осознания, что мне никогда не избавиться от клейма соучастника обожествления Шаймиева. И душу свербит непреодолимое желание высказаться». И далее: «Шаймиев представлялся мне солнцем, а оказался все лишь фонариком. К тому же с подсевшими батарейками. Тога отца нации, идейного гуру, как Махатма Ганди в Индии или Дэн Сяопина в Китае, Минтимеру Шаймиеву пришлась не по размеру. Не тот масштаб личности оказался». По мнению Муртазина, Шаймиев вынужден отчаянно бороться за власть. «Ближайшее окружение старательно приучало Минтимера Шариповича к мысли, что мир концентрическими кругами расходится от его рабочего стола в кремле (имеется в виду Казанский кремль – прим. "Эксперта Online"). И тем самым лишило возможности своевременно уйти. Уйти не на пенсию, а в историю. Уйти до того, как время, словно лакмусовая бумага, начнет все отчетливее высвечивать его слабые места, его недостатки и фобии. Ахиллесовой пятой ближайшего окружения президента оказалась…. сама мысль о возможном уходе Шаймиева с поста формального руководителя республики. Эта мысль вызывает у них такие же ощущения, какие испытывает наркоман в состоянии абстиненции, или ломки. Потому что у них нет уверенности в сохранении легитимности своей собственности, после того как их визави покинет кремль», – рассуждал бывший приближенный президента Татарстана.

Таким образом, нынешняя публикация, наделавшая столько шума, находится вполне в русле давних заявлений Муртазина. Вероятно, это и вызвало крайне негативную реакцию у региональных властей. Учитывая предшествующие нюансы взаимоотношений Шаймиева и Муртазина, а также неприближенность последнего к чиновникам из администрации президента РФ, говорить о серьезности попыток Московского Кремля отстранить Шаймиева от власти в Татарстане не приходится. Поэтому и считать нынешнее заявление президента поволжской республики отчаянным шагом, сделанным якобы накануне отставки, нельзя. Скорее, это попытка опытного политика «попробовать на прочность» нового главу государства Дмитрия Медведева, попытаться убедить его в своей правоте.

Хотя Шаймиев, в отличие от Николая Федорова, открыто не протестовал против отмены выборности глав регионов и сам воспользовался новым порядком назначения в 2005 году, факты говорят о непростом отношении поволжского «бабая» к ограничению его власти. Так, в 2004 году еще при обсуждении реформы он говорил, что назначение губернаторов – единственный выход из властного кризиса. «70% людей, пришедших к власти в регионах, показали свою несостоятельность, при этом более половины из них пришли к власти неизвестно какими путями», – пояснял Шаймиев. В то же время он признавал, что новый порядок избрания глав регионов «действительно представляет собой некоторый отход от демократических принципов». «Неважно, каким образом избраны депутаты – по партийным ли спискам, по-другому, – но они избраны народом, и мы не должны соглашаться ни в какой форме, ни при каких условиях с возможностью роспуска нашего парламента», – заявлял Шаймиев. А депутаты подконтрольного президенту Татарстана Госсовета открыто называли (в присутствии президента) инициативу Владимира Путина попыткой государственного переворота. На одной из площадей Казани даже проводился санкционированный властями митинг против действий президента России. Зная нравы республики, невозможно поверить, что это было сделано без санкции Шаймиева, который тогда, однако, не решился на прямой демарш. Теперь, видимо, он посчитал, что время пришло.

Вероятно, субботний выпад Шаймиева связан и с тем, что в республике активно обсуждаются кандидатуры его преемников. Что вполне нормально, учитывая возраст президента. И весь вопрос только в том, кто его сменит – родственник его жены, мэр Казани Ильсур Метшин, который может считаться продолжателем дела «бабая», или же его политические противники – сенатор Рафгат Алтынбаев или бывший мэр Казани, а ныне – заместитель министра регионального развития РФ Камиль Исхаков. Еще более вероятным представляется вариант силовой зачистки Татарстана путем назначения туда нынешнего главы МВД Рашида Нургалиева. В преддверии таких перемен по Татарстану ходят слухи о том, что подконтрольная президенту Татарстана группа компаний ТАИФ превращается в пустышку, набравшую множество кредитов, а стало быть, неинтересную москвичам, заинтересованным в переделе бизнеса республики. Закрытость татарстанского бизнеса, особенно близкого к власти, не дает возможноть подтвердить или опровергнуть эти слухи. Но, выступив с громким заявлением, Шаймиев еще раз доказал свою репутацию тяжеловеса и показал, что возраст ему не помеха. Президент Татарстана ясно дал понять Москве – с ним надо считатся, а потому – сохранить его у власти на ближайшее время или дать возможность передать власть Ильсуру Метшину. Прямые выборы главы республики, очевидно, сыграли бы в пользу Метшина, а назначение было бы выгодно Нургалиеву. Так что нынешнее заявление Шаймиева лежит в русле политической преемственности в Татарстане. И, как ни странно, помочь ему может Нургалиев, который, по информации источников «Эксперта Online», не особенно стремится переезжать в Казань. В любом случае, федеральные власти не смогут проигнорировать слова политического тяжеловеса.