Подстраховались от голода

24 июня 2008, 14:32

Химическое предприятие «Куйбышевазот» (КуАз, Самарская область) и Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) создали в Поволжье совместное предприятие по выпуску бензола. Контрольный пакет акций СП «ММК-Бензол» будет принадлежать "Магнитке".

КуАз является одним из основных потребителей бензола в Поволжье. Здесь из него выпускают капролактам, который затем идет, в частности, на изготовление капрона. В 2006 году это химическое предприятие попало в неприятную ситуацию — сразу несколько российских заводов, выпускающих бензол, остановились на капитальный ремонт или техническую реконструкцию. В результате возникшего дефицита цена бензола на внутреннем рынке возросла до 70%, а «Куйбышевазот» уменьшил чистую прибыль в три раза — с 1,6 млрд рублей  в 2005 году до 586 млн рублей в 2006-м. Сейчас «Куйбышевазот» закупает бензол на девяти предприятиях России, и около 15% от общего объема закупок этого сырья приходится на импортные поставки. В 2007 году ситуация стабилизировалась – выручка предприятия от реализации продукции (в том числе и капролактама) выросла на 35,2% и составила 17,2 млрд рублей, чистая прибыль достигла 1 млрд 978,2 млн рублей, что в 3,4 раза превышает показатели 2006 года. Однако ситуация с поставками сырья для производства капролактама, по мнению тольяттинских химиков, по-прежнему далека от идеальной.

Совместный проект КуАза и ММК по выпуску бензола рассчитан на выпуск в год 50 тыс. тонн этой продукции, которая будет вырабатываться из побочного продукта переработки кокса, используемого в металлургии, — сырого (неочищенного) бензола. Производство разместится на промышленной площадке в Тольятти и начнет свою деятельность в 2010–2011 годах. По словам пресс-секретаря КуАза Елены Косовой, ММК будет поставлять СП сырой бензол по цене чуть выше, чем на рынке, при этом объемы поставок позволят свести к минимуму импорт бензола из-за границы и обеспечат сырьевую безопасность растущего производства капролактама на КуАзе: к 2010 году тольяттинские химики  намерены поднять его годовое производство с нынешних 167 тыс. тонн до 190 тыс. тонн, экономя при этом за счет поставок бензола совместным предприятием до миллиарда рублей в год.