Игры демократов

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
30 июня 2008, 17:29

После фактической победы на праймериз главной задачей Барака Обамы стала консолидация рядов Демократической партии.

И в этом ему активно помогает его бывшая соперница по праймериз — Хиллари Клинтон.

Объединяемся во имя перемен

Проиграв Бараку Обаме на праймериз, Хиллари Клинтон повела себя весьма достойно. Когда она под прицелом множества кинокамер возвращалась в Сенат, репортеры задавались вопросом: как она поведет себя по отношению к своим коллегам-демократам, которые поддерживали Барака Обаму? Они были разочарованы — никаких сенсаций. Хиллари повела себя как настоящий профессионал, одинаково тепло общаясь как со своими сторонниками, так и с теми, кто на праймериз публично выступал на стороне сенатора от Иллинойса. «Будем честными — это была очень трудная кампания. Иногда она отзывалась у нас болью в сердце. Но все мы — одна семья, Демократическая партия, в которой все играют в одной команде. Так давайте же победим в ноябре!» — заявила бывшая первая леди под бурные аплодисменты собравшихся.

Сразу же после поражения она заявила, что окажет всю необходимую поддержку своему бывшему конкуренту. Ее муж занял такую же позицию. Представитель Билла Клинтона заявил, что его шеф «очевидно, намерен сделать все, что может и о чем его попросят, дабы сенатор Обама стал следующим президентом Соединенных Штатов».

Апофеозом примирения двух кандидатов, выливших друг на друга столько грязи во время демократических праймериз, была их совместная встреча с избирателями 27 июня в одном из городков Нью-Гемпшира. Само место встречи было наполнено символизмом. В этом штате Хиллари и Обама набрали равное количество голосов. А городок называется «Юнити» (Единство). Там фактически был выдвинут новый лозунг демократической предвыборной кампании — вместо «перемены» теперь говорят «объединяемся во имя перемен».

«Я знаю, то, чему мы положим начало здесь, в Юнити, закончится в Капитолии, когда Барак Обама примет присягу в качестве нашего следующего президента, — обратилась Хиллари к собравшимся. — Все вы знаете, что мы прошли через весьма непростые праймериз. Но с сегодняшнего дня мы будем стоять плечом к плечу во имя идеалов, которые мы разделяем, ценностей, которые мы лелеем, и страны, которою мы любим».

В свою очередь Обама также сыпал комплиментами в адрес Хиллари. «Проделав такой же исторический путь, как сенатор Клинтон, наблюдая за ее кампанией, я убедился, насколько она хороша, насколько она крута, насколько она страстна и насколько она привержена тем ценностям, которые привели нас сегодня сюда».

Барак Обама не просто так старается. Он понимает, насколько важна для него поддержка Хиллари. Нынешние демократические праймериз, одни из самых горячих в истории Демократической партии, фактически раскололи избирателей надвое и сделали оба лагеря непримиримыми противниками. Так, опрос общественного мнения, проведенного по заказу информационного агентства Associated Press и портала Yahoo News, демонстрирует, что после поражения Хиллари почти 53% ее сторонников готовы поддержать Обаму. Но 23% пойдут голосовать за Маккейна. Это те избиратели, которым неприятен Барак Обама как личность. Это те избиратели, которые приняли на свой счет слова сенатора от Иллинойса: «Поезжайте в эти маленькие городки в Пенсильвании, где, как и во многих маленьких городках Среднего Запада, работы нет уже 25 лет, и она не появляется. И неудивительно поэтому, что они озлоблены, держатся за свои ружья или религию, испытывают неприязнь к людям, которые не похожи на них, выступают против иммигрантов или свободной торговли и видят в них причину своих неудач». Учитывая, что на президентских выборах разница между кандидатами составляет лишь несколько процентов, эти 23% могут лишить чернокожего сенатора победы.

Поэтому Барак Обама делает все возможное, чтобы продемонстрировать свое уважение к Хиллари и привлечь к себе остатки ее избирателей. Он даже призвал своих спонсоров помочь бывшей первой леди расплатиться с долгами, возникшими у нее во время предвыборной кампании. Сумма этих долгов ни много ни мало 22 млн долларов (из которых, правда, 10 млн — средства самой Хиллари).

Однако Обама пока не спешит делать самый широкий жест по отношению к своей бывшей сопернице — брать ее в качестве кандидата в вице-президенты.

Дилемма «Хиллари»

Теоретически Обама может обойтись без Хиллари. По опросам общественного мнения, его рейтинг популярности намного опережает показатели Маккейна. И скандалы, которые происходят в штабе сенатора от Аризоны, ничуть не способствуют уменьшению этого разрыва. Нет у Обамы пока и проблем с финансированием — только на приеме во вторник он собрал почти 5 млн долларов. Да и в кандидатах в вице-президенты у сенатора от Иллинойса пока недостатка нет. В числе фаворитов называют генерала в отставке Мерилла Макпика, возглавлявшего штаб ВВС США в начале 1990-х годов; Ричарда Данцига, бывшего при Уильяме Клинтоне министром ВМС США; отставного генерала Джеймса Джонса — бывшего командующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе; бывшего сенатора Сэма Нанна; губернатора штата Нью-Мексико Билла Ричардсона, который когда-то был постоянным представителем США в ООН; председателя сенатского комитета по иностранным делам Джозефа Байдена.

Но проблема в том, что никто из них не дотягивает по масштабам до бывшей первой леди. Ряд аналитиков утверждают, что Обама просто вынужден будет брать Хиллари в напарники. Она и только она добудет для него большие штаты — во время праймериз из всех крупных американских штатов Обама победил лишь в Иллинойсе (и то потому, что является сенатором от этого штата). Она может дать ему испаноязычные голоса, без которых немыслима победа в Нью-Мексико, Колорадо, Неваде. Она приведет к Обаме белый рабочий класс, не доверяющий политику-негру. Более того, наличие такого вице-президента, как многоопытная Хиллари Клинтон, нивелирует одну из самых слабых черт Обамы как кандидата в президенты — его политическую неопытность.

В конце концов, она может помочь ему с дополнительным финансированием, которое необходимо Обаме для того, чтобы состязаться с нефтедолларами основных спонсоров Маккейна. Дело в том, что сенатор от Иллинойса уже публично отказался от бюджетного финансирования своей предвыборной кампании. «Откажемся от помощи этой сломленной системы и проведем первые всеобщие выборы, которые будут целиком и полностью финансироваться американским народом», — заявил Обама под аплодисменты своих сторонников. Мотивы подобного решения сенатора от Иллинойса были куда как прозаичнее. Дело в том, что американское законодательство накладывает определенные ограничения на размеры частных пожертвований кандидату в случае, если он получает бюджетное финансирование. Обама надеется, что за счет неограниченных частных пожертвований он сможет компенсировать те 84 млн долларов, которые он получит от государства. Компенсировать эти средства будет весьма непросто. Хиллари и Обама уже встречались в узком кругу с основными донорами предвыборной кампании бывшей первой леди, и она убеждала их дать денег Обаме.

Впрочем, есть в Америке и те, кто советует сенатору от Иллинойса не брать в напарницы Хиллари. «Многие наблюдатели действительно полагают, что сочетание Барака Обамы и Хиллари Клинтон будет грандиозным стратегическим маневром, от которого республиканцы вряд ли оправятся. Но другие считают, что, если Обама в конце концов предложит Хиллари вице-президентство, большинству избирателей не понравится, что вторым человеком при Обаме станет более опытный, чем он, сенатор, дважды бывшая первая леди, которая к тому же тащит за собой дважды бывшего президента», — считает американский политолог Чарльз Гринуолт. Поэтому Обама не спешит. Более того, он назначил на пост руководителя аппарата будущего кандидата в вице-президенты Пэтти Солис Дойл — бывшую главу предвыборного штаба Клинтон, со скандалом уволенную в феврале. Многие аналитики расценили это как свидетельство того, что Обама пока хочет обойтись без Хиллари. Ведь у него есть время — Демократический конвент пройдет лишь в конце августа. А за оставшиеся два месяца черный харизматик хочет попытаться сделать все сам.

Сгладить недостатки

В штабе Обамы понимают, что у их кандидата есть четыре основных слабых места: цвет кожи, политическая неопытность, репутация крайне левого либерала и популистская риторика. Если первый недостаток неустраним (вряд ли Обама пойдет по пути Майкла Джексона), то с остальными тремя вполне можно бороться.

Так, в течение лета Барак Обама собирается посетить несколько стран Европы и Ближнего Востока, дабы получить столь необходимый опыт во внешнеполитических делах. Можно не сомневаться, что там его ждет весьма теплый прием. По данным опроса, приведенного немецкой газетой Der Standart, в случае противостояния с сенатором Джоном Маккейном свои голоса Обаме отдали бы 84% французов, 74% англичан, 72% испанцев, а также значительное большинство населения Японии, Австралии и Бразилии. Обаме симпатизируют и арабские лидеры (Муамар Каддафи называет Обаму своим «кенийским братом»).

Кроме того, не стоит забывать, что отсутствие политического опыта у Обамы компенсируется внушительным штабом его советников. Тут и бывшие госсекретарь США Мадлен Олбрайт, министр обороны США Уильям Перри, помощник президента по нацбезопасности Тони Лейк, председатель комитета палаты представителей по международным отношениям Ли Гамильтон, главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Уэсли Кларк.

Барак Обама также делает все возможное, чтобы снять с себя и ярлык «самого либерального сенатора», навешенный на него американскими СМИ. Обама начал потихоньку смещаться ближе к центру. Например, если раньше он говорил, что готов вести переговоры с иранскими лидерами без предварительных условий, то теперь заявляет, что готов сделать все, чтобы Иран не получил ядерное оружие. Без нотки сомнения в голосе он поддержал четырех консервативных судей, которые выступили против отмены смертного приговора для жителя Луизианы, изнасиловавшего свою восьмилетнюю дочь. Помня о судьбе Альберта Гора, потерявшего на выборах 2000 года много голосов из-за своей оппозиции свободной продаже оружия, Барак Обама открестился от либералов и в этом вопросе.

Однако самым сложным для Обамы будет преодолеть имидж популиста. Вся Америка охвачена обамоманией. Народ уже знает, что у него в плеере записано 30 песен Боба Дилана, у каких дизайнеров одевается его жена. Но парадокс в том, что люди до сих пор не представляют, какие политические взгляды у сенатора из Иллинойса. Люди не знают, где и в чем его основные принципы — и в этом плане «контуженный холодной войной» Джон Маккейн гораздо более предсказуем и понятен. Помощники Барака Обамы уверяют, что их шеф в ближайшие месяцы произнесет несколько программных политических речей.

Но далеко не факт, что он так поступит. Ведь на сегодняшний день у Барака Обамы есть два варианта ведения кампании. И от того, какой вариант он выберет, будет зависеть его дальнейшее президентство.

В первом случае Обама может вести кампанию так, как вел ее во время праймериз, продолжая избегать конкретики и собирать под свои знамена всех и вся. И тогда в случае победы на выборах президент Обама займет Овальный кабинет без четкого понимания того, что он должен делать. И первые полгода его президентства у США будет отсутствовать четкая внешне- и внутриполитическая линия.

Другим вариантом действий для сенатора от Иллинойса будет некая конкретизация его лозунга о переменах. В этом случае он, конечно, может потерять часть электората, голосовавшего за него на праймериз. Однако «нарастив мясо на костях» своих идей, Обама переманит на свою сторону значительную часть неопределившихся — тех, кто изначально симпатизировал харизматическому сенатору, но требовал от него конкретики. Более того, конкретизировав и уяснив прежде всего для самого себя свою программу, в случае победы он займет Белый дом с четко очерченной политической линией. И это, на наш взгляд, будет оптимальным вариантом поведения, потому что перед новым президентом США будут стоять весьма серьезные задачи, решать которые нужно незамедлительно. Начиная от внешнеполитических — разруливание ближневосточного «наследства» администрации Буша, и заканчивая экономическими — рост цен на нефть и «лечение» американской экономики. И опыт Хиллари, кстати, тут очень бы пригодился.

.