Демарш менеджмента

4 июня 2008, 09:04

Смена собственников в энергетических компаниях в результате реформы РАО «ЕЭС России» почти повсеместно заканчивается сменой управленческих команд. Топ-менеджмент ОГК -2, в котором после ликвидации РАО 52,84% уставного капитала будет контролировать «Газпром», решил не дожидаться будущих увольнений и самостоятельно покинуть компанию. Поставив ее на грань финансового кризиса.

Вчера «Газпром» распространил официальное заявление, в котором сообщил, что 27 мая на совете директоров ОГК-2 было принято заявление об увольнении по собственному желанию генерального директора компании Михаила Кузичева. А 30 мая практически все топ-менеджеры, работавшие в его подчинении, одновременно подали заявления об увольнении, и генеральный директор, чьи полномочия официально заканчивались 31 мая, подписал их. По сообщению самой генкомпании, среди уволившихся – главный бухгалтер ОГК-2 Алла Вайнилавичуте, директор по правовым вопросам Светлана Суворова и ряд заместителей генерального директора. Поскольку в январе с ними были заключены трехлетние трудовые контракты, все уволившиеся по соглашению сторон имели право на единовременные максимальные выплаты в размере от 24 до 36 месячных размеров оплаты труда, в зависимости от срока отработанных контрактов. В результате общая сумма выплат всем уволившимся составила 557 млн рублей. «Подобный демарш топ-менеджеров компании не согласовывался и осуждается акционерами ОАО ОГК-2», – подчеркивается в сообщении «Газпрома».

В компании подчеркнули, что данные единовременные финансовые затраты были осуществлены за счет заемных средств. Однако «эти действия привносят в публичную компанию, какой является ОАО ОГК-2, существенные финансовые и имиджевые риски, которые, в свою очередь, могут негативно повлиять на инвестиционные рейтинги компании, затруднить реализацию инвестиционной программы, а также намеченного второго этапа IPO компании». В связи с этим «Газпром» и РАО «ЕЭС России» заявили, что «считают действия Михаила Кузичева неоправданно рискованными и не соответствующими корпоративной этике руководителей публичных компаний». Поэтому газовая монополия «будет принимать все меры, предусмотренные законодательством РФ, для предотвращения финансового ущерба, вызванного данными действиями Михаила Кузичева». Одновременно «Газпром» приступил к полномасштабной ревизии активов генкомпании, в результате которой рассчитывает получить объективную оценку действительного состояния ОГК-2 на сегодняшний день, а также установить законность действий прежнего руководства в области производственной и экономической деятельности.

Исполняющим обязанности гендиректора ОГК-2 назначен Станислав Невейницын, который с февраля текущего года занимал пост исполнительного директора генкомпании. До прихода в ОГК-2 Станислав Невейницын работал в нескольких российских компаниях энергетического сектора, включая ОАО «Российская энергетическая компания», ОАО «Самарская межрегиональная энергосбытовая компания» (СМУЭК), ОАО «Саратовэнерго», ОАО «Волжская ТГК» и ОАО «Межрегионэнергосбыт». Невейницын уже сообщил журналистам, что некоторые топ-менеджеры, уволившиеся вместе с Кузичевым, смогут вернуться на работу при условии возвращения компенсаций.

Выплата компенсаций уходящим топ-менеджерам – обычная практика, принятая в энергокомпаниях, да и не только к них. Однако обычно при смене собственника свои посты оставляют два-три руководителя, но не весь управленческий костяк. Например, при увольнении главы «Мосэнерго» Анатолия Копсова, которое также произошло по настоянию «Газпрома», ушли два его заместителя. В ОГК-2 же программа компенсаций распространилась на 16 человек, что и вызвало столь солидные затраты для акционера.

В ОГК-2 входят Серовская, Ставропольская, Троицкая и Псковская ГРЭС, а также Сургутская ГРЭС-1. Общая установленная мощность — 8,7 тыс. МВт. Инвестпрограмма до 2010 года — порядка 75 млрд рублей. РАО ЕЭС пока принадлежит 65,47% акций ОГК-2, "Газпрому" — 12,2% акций. Но после ликвидации РАО 1 июля газовая монополия получит контроль над генкомпанией.