Президент России Дмитрий Медведев совершил свой первый европейский визит. Первой страной Евросоюза, которую посетил новый глава государства, стала Германия. Он прибыл в Берлин в четверг утром и первым делом встретился с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Прошедшие переговоры дали возможность обновить недавнее знакомство и поговорить о перспективах двусторонних отношений: никаких совместных документов к подписанию сторонами подготовлено не было. В пользу этого говорили и слова самих лидеров, выступивших по итогам переговоров на пресс-конференции. Президент Медведев несколько раз «горячо поблагодарил» канцлера за гостеприимство и назвал тот факт, что Германия стала первой европейской страной, которую он посещает в своей новой должности, «неслучайным». В Москве, по его словам, уделяют «серьезное внимание расширению российско-германских взаимоотношений», поскольку по многим вопросам европейской и мировой политики оценки двух стран совпадают, отмечают информагентства.
Ключевой темой переговоров, отметил президент, стали вопросы торгово-экономического взаимодействия, хотя с Меркель они обсуждали и «горячие точки». Важнейшим фактором сотрудничества, что не вызвало у журналистов удивления, Медведев назвал кооперацию при реализации проекта Nord Stream. «Очень важный кусок нашего взаимодействия, очень важный фактор нашего сотрудничества – это соглашение о „Северном потоке”», – заметил президент, определив замысел строительства нефтепровода по дну Балтийского моря громко, хоть и несколько двусмысленно – как «глобальный проект европейского масштаба».
Напомнил Медведев и о том, что многие называют основным лозунгом его президентства, о преемственности политического курса своего предшественника. «Самое главное, что наша сегодняшняя встреча подтвердила преемственность отношений между нашими государствами, отношений, которые являются по своему характеру стратегическими и ориентированы в будущее», – объявил он. Медведев добавил, что Россию волнуют все меньшее взаимопонимание с ЕС в сфере безопасности из-за расширения НАТО, планы по развертыванию ПРО в Европе и договор об ограничении обычных вооружений (ДОВСЕ). Решение по Косово необходимо отложить, а отношения с НАТО будут серьезно подорваны на долгое время в случае расширения альянса. Зато отношения с Германией Медведев назвал ориентиром для отношений с ЕС в целом. Надо ускорить переговоры о заключении соглашения о партнерстве между Россией и ЕС, поддержала коллегу Меркель. «Ничто не сближает лучше, чем совместный бизнес», – ответил на это Медведев.
Закрепить мирные намерения европейских стран Медведев, пишут «Ведомости», призвал новым европейским пактом о безопасности по примеру того, как во времена «холодной войны» был заключен Хельсинкский акт. «Предлагаю подумать над идеей общеевропейского саммита, на котором можно было бы дать старт процессу разработки такого договора. Важно, чтобы все государства участвовали в нем в своем национальном качестве, оставив блоковые и иные групповые соображения „за дверью”», – заявил Медведев.
Однако самым, пожалуй, примечательным стало заявление российского президента о возможности помиловать экс-главу НК ЮКОС Михаила Ходорковского, отбывающего наказание в Читинской колонии. Об этом его спросили иностранные журналисты, памятуя о недавнем заявлении премьер-министра Владимира Путина в интервью французской Le Monde о том, что решение о помиловании Ходорковского должен принимать президент.
Ответ Медведева можно считать в значительной степени сенсационным, как по форме, так и по содержанию. «Вопросы исполнения наказания не должны быть предметом межгосударственных переговоров. В этом заключается проявление суверенитета государства», – начал Медведев. По словам президента, «все уголовные исполнительные процедуры должны покоиться на внутреннем законодательстве», а «к процедуре помилования, как и к другим процедурам, может прибегнуть любой осужденный гражданин, в том числе Ходорковский». В то же время, отметил Медведев, решение о судьбе того или заключенного должно быть правовым, но не политическим.
Защита Ходорковского уже отметила, что подобный тон разительно отличается от всего того, что говорил об экс-олигархе экс-президент Путин. Однако, подчеркивают они, это решение все же является не столько правовым, сколько политическим. Условно-досрочное освобождение могло бы стать способом Ходорковскому вновь оказаться на свободе, однако оно сейчас невозможно в принципе, так как бывший глава нефтяной компании проходит обвиняемым по так называемому второму делу ЮКОСа, к тому же имеет неснятое взыскание за нарушение дисциплины, так что решение о помиловании может принять только Кремль.
Кроме того, как ранее подчеркивали его адвокаты, «Ходорковский не тот человек, который будет просить о помиловании». Ведь подача прошения сопряжена с признанием собственной вины и раскаянием. Ни Ходорковский, ни Лебедев в ходе судебного процесса своей вины не признали.