Не мытьем так катаньем

15 июля 2008, 13:58

ОПК «Оборонпром» по-прежнему намерен консолидировать контрольный пакет акций ведущего отечественного разработчика газотурбинного оборудования НПО «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область). Об этом сегодня в интервью газете «Ведомости» рассказал глава корпорации Андрей Реус.

Указ президента о передаче госкорпорации «Ростехнологии» (РТ) активов 426 предприятий страны вызвал новое обострение отношений между контролируемым РТ холдингом «Оборонпром» (ОП) и ведущим отечественным разработчиком газотурбинного оборудования НПО «Сатурн». Глава ОП Андрей Реус заявил, что не оставит попыток включить это предприятие в состав государственной «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК), указ о создании которой под эгидой «Оборонпрома» экс-президент Владимир Путин подписал в апреле этого года. Согласно этому указу, в уставный капитал ОДК должны быть переданы государственные пакеты акций Пермского моторостроительного комплекса (ПМК, 14,25% «Пермских моторов», 45% «Авиадвигателя», 60% «Стара» и 14,95% «Инкара»), Самарского двигателестроительного куста (38% «Моторостроителя», 60% Самарского научно-технического комплекса им. Н. Д. Кузнецова, 50% «Самарского конструкторского бюро машиностроения», 25,66% «Металлиста-Самара» и 38% НПО «Поволжский авиационный технологический институт») и 37% акций НПО «Сатурн». Причем г-ну Реусу предписывалось довести долю государства в этих предприятиях до контрольной.

С пермяками и самарцами проблем не возникло: де-факто контроль над ПМК, который ранее принадлежал АФК «Система», за 4,5 млрд рублей «Оборонпром» установил еще в середине марта этого года, а к лету фактически после завершения сделки по покупке 12,27% акций у группы «Каскол» начал контролировать и самарский «Моторостроитель». Однако НПО «Сатурн» уперся с самого начала. По словам г-на Реуса, предложение о продаже 13% и одной акции акционерам завода (в основном топ-менеджменту во главе с генеральным директором предприятия Юрием Ласточкиным) было направлено сразу после выхода в свет апрельского указа президента, но оно до сих пор игнорируется. Как выразился Реус, «есть определенное недопонимание со стороны руководителя НПО «Сатурн» Юрия Ласточкина целей и механизмов создания холдинга и перспектив дальнейшего развития отрасли. Хотел бы подчеркнуть, что мы не отбираем эти акции, а покупаем. Пакет, который нам нужно собрать, необходим для осуществления контроля за стратегической отраслью».

В свою очередь, г-н Ласточкин неоднократно подчеркивал, что он категорически против того, чтоб «Сатурном» и его смежником — серийным заводом «Уфимское моторостроительное производственное объединение «(УМПО) – управляли чиновники «Ростехнологий». Из-за чего свои акции продавать он отказывался. «Вручать активы, которые мы десять лет развивали и структурировали, случайным людям — это даже за гранью юмора. Ведь не просто об активах идет речь — на УМПО и "Сатурне" работают 40 тыс. высококлассных специалистов», – пояснял он свою позицию журналистам.

Вместо дружного вхождения в государственный холдинг «Сатурн» и УМПО решили создать частный двигателестроительный холдинг. К этому моменту «Сатурну» официально принадлежит 19,27% акций УМПО, однако, по данным отраслевых экспертов, г-н Ласточкин и его сторонники контролируют сейчас больше половины акций этого объединения. В конце июля менеджмент обеих компаний еще больше интегрировался, «обменявшись» руководителями. 24 июня на собрании акционеров УМПО председателем совета директоров (СД) этого завода избран генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин. В свою очередь, тремя днями позже, на собрании акционеров уже «Сатурна», председателем СД этого объединения был избран министр промышленности, инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан Юрий Пустовгаров – до этого он возглавлял совет директоров УМПО. А в канун этих событий «Сатурн» направил в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство об одобрении консолидации им контрольного пакета УМПО.

Однако «Оборонпром» тоже не дремал и, с одной стороны, попытался оспорить (дело еще не закончено) покупку «Сатурном» акций УМПО, с другой — сам выкупил у «Объединенных финансов» 19,27% акций этого предприятия и, по словам г-на Реуса, готовится прикупить еще 9% у компании Ronico Enterprises. Кроме того, «Оборонпром» также направил в ФАС прошение о консолидации контрольного пакета УМПО. Но пока ситуация складывается не в пользу госхолдинга: антимонопольное ведомство структурам «Оборонпрома» отказало, а вместо четырех мест в совете директоров УМПО, на которые рассчитывал госхолдинг, ему досталось только два. С «Сатурном» ситуация еще сложнее – несмотря на решение о передаче госпакета его акций в ОДК (то есть под контроль «Оборонпрома»), ни одного представителя госхолдинга в СД «Сатурна» не оказалось.

Происходящие процессы свидетельствуют о том, что в процессе интеграции двигателестроительных предприятий страны, начавшемся летом прошлого года, наступил решающий момент: либо антимонопольная служба (то есть федеральная власть) одобрит уже фактически состоявшееся слияние «Сатурна» и УМПО и в стране появится чрезвычайно сильный частный двигателестроительный холдинг (в этом случае «Оборонпрому» придется довольствоваться «вторым эшелоном» этого рынка – пермскими и самарскими активами, которые, при условии больших финансовых вливаний, смогут создать на нем конкуренцию не ранее чем через несколько лет). Либо, на волне передачи госактивов корпорации «Ростехнологии», нажим на г-на Ласточкина и его сторонников будет только усиливаться. «Надеюсь, что здравый смысл возобладает. Переговоры с НПО "Сатурн" могут растянуться по времени, но я уверен, что договориться удастся», – заметил по этому поводу в своем интервью глава «Оборонпрома» Андрей Реус.