Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) возбудила дела в отношении нефтяных компаний «ЛУКойл», «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Все они подозреваются в злоупотреблении доминирующим положением на рынке, а именно – в установлении монопольно высокой цены на оптовых рынках авиакеросина и дизельного топлива в России. А «Газпром нефть» и ТНК-ВР – еще и в установлении экономически и технологически необоснованных различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а также в создании дискриминационных условий для покупателей на оптовом рынке авиакеросина.
Рост цен на авиатопливо стал одной из главных тем для обсуждений на высоком правительственном уровне в этом году. Что неудивительно: средняя цена на авиатопливо российских производителей в текущем году росла намного быстрее, чем другие виды нефтепродуктов. Так, по данным агентства Reuters, к концу июня авиакеросин стоил в среднем 29150 рублей за тонну на условиях отгрузки на НПЗ против 20535 рублей за тонну в начале года. Таким образом, авиатопливо с начала года подорожало на 42%, тогда как рост средних цен на остальные виды нефтепродуктов укладывается в диапазон от 25 до 33%. А с ноября 2007-го по июнь 2008 года цены на авиакеросин выросли на 70%. И это несмотря на то, что Россия является крупнейшим в мире производителем нефти. Российские авиаперевозчики, треть расходов которых приходится на авиатопливо, уже не раз жаловались на монополизм в сфере поставок керосина, называя слабую конкуренцию на рынке поставок горючего одной из основных причин роста стоимости билетов. И в этом году были вынуждены ввести так называемый «топливный сбор», величина которого закладывалась в стоимость билетов и постоянно менялась.
Реакция ФАС тем более понятна, ведь в минувшую пятницу на совещании в Архангельске премьер-министр страны Владимир Путин обвинил службу в бездействии. И потребовал от антимонопольщиков побыстрее предпринять активные меры по борьбе со столь резким ростом цен на авиатопливо, пригрозив в случае промедления использовать «кадровые решения». «В российском центре нефтедобычи – просто для примера, в Сургуте, – цена тонны авиатоплива составляет 36 тысяч рублей, – заявил Путин. – Обращаю ваше внимание на то, что в аэропортах Парижа, Лондона, Пекина, если переводить в рубли, его стоимость – 32–34 тысячи рублей. А у нас в Южно-Сахалинске – 38 тысяч!» А еще раньше вице-премьер Сергей Иванов на выездной коллегии Росавиации в Уфе заявил, что цена на топливо в московских аэропортах превышает цену на Лондонской бирже на авиакеросин.
Впрочем, сами топливные компании утверждают, что действуют в рамках законодательства. И с обвинениями от ФАС не соглашаются. В частности, представитель «Газпром нефти» заявил АНИ, что компания работает «исключительно в рыночных условиях и все факторы, влияющие на изменение цен на авиакеросин, дизтопливо и другие нефтепродукты, являются объективными и привязаны к изменениям цен на нефть как на мировых рынках, так и внутри страны». А поскольку в перечень компаний, которым предъявлены обвинения, входят все крупные нефтяные компании России, говорить о сговоре или нарушении условий конкуренции в данном случае не приходится.
Кроме мер антимонопольного разбирательства (напомним, нарушения закона о конкуренции караются штрафом в размере от 1 до 15% годового оборота), которые, впрочем, до сих пор не применялись в полном объеме, в правительстве активно обсуждаются и другие способы борьбы с ростом цен на авиатопливо. В частности, Владимир Путин предложил разрушить монополию топливозаправочных комплексов (ТЗК), действующих в аэропортах. Авиакомпании, по мнению премьера, должны получить возможность заключать прямые договора с нефтяниками на заправку самолетов, в которых будет зафиксирована цена топлива на значительный срок. А вице-премьер Сергей Иванов предложил рассмотреть вопрос о торговле керосином на нефтяных биржах, чтобы можно было иметь какой-то ценовой ориентир. По его словам, пробные торги керосином по предложению Федеральной службы по финансовым рынкам начнутся на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже уже в июле этого года. Однако чтобы данная практика получила широкое распространение, необходимо еще выделить керосин в отдельную категорию товарной номенклатуры и ввести на него экспортные пошлины. Кроме того, Минфину предложено разработать меры, стимулирующие компании идти на биржу. Иванов также поддержал предложение Росавиации передать Федеральной службе по тарифам функции по формированию тарифов на заправку самолетов в аэропортах, что позволит в том числе избавиться от чрезмерного количества посредников. Среди прочих мер, рассматриваемых чиновниками, – отмена НДС на перевозку авиакеросина по железной дороге, введение плановых заданий для НПЗ по производству авиатоплива, увеличение запасов керосина в аэропортах.
Впрочем, по оценке аналитиков «Ренессанс Капитала», предпринимаемые российским правительством шаги хоть и смогут несколько улучшить ситуацию на рынке, рост цен остановить все же не смогут. «Мы ожидаем дальнейшего роста цен на авиатопливо на фоне роста цен на нефть… За последний год цены на авиатопливо увеличились почти вдвое, что отразилось на рентабельности авиакомпаний по всему миру. В России ситуация стала еще более напряженной, учитывая доминирующее положение на рынке российских топливозаправочных компаний, которые реализуют топливо на цене, превышающей мировые цены примерно на 6% (35 тысяч рублей за тонну в России против 33 тысяч рублей за тонну в мире)», – отмечается в комментарии аналитиков «Ренессанс Капитала».