Звонок смуглолицему другу

Всеволод Пуля
21 июля 2008, 19:13

Российские сотовые компании ворвались на четыре азиатских рынка, на подходе -- еще пять. В небогатых российских регионах и Средней Азии работать они уже научились. Теперь им придется иметь дело с безграмотными нищими.

Капиталу отечественных сотовых компаний давно стало тесно в границах России. Рынок насыщен, и даже страны СНГ уже практически поделены и не могут обеспечивать высокую маржу. Поэтому «большая тройка» нацелилась на быстрорастущие рынки развивающихся стран в Азии. Соответствующие заявления представители российских сотовых операторов делали еще несколько лет назад, и этот путь действительно занял годы. Зато год текущий стал настоящим прорывом российских сотовых инвестиций на азиатские рынки.

Сегодня «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») объявил о выходе на рынок сотовой связи Камбоджи, купив 90% акций Atlas Trade Limited за 28 млн долларов у собственного крупнейшего акционера – Altimo. Таким образом, «Вымпелком» стал владельцем 90% дочерней компании Atlas – Sotelco, у которой есть лицензии на оказание услуг мобильной связи в стандарте GSM 900/1800 и соответствующие частоты на территории Камбоджи. Две недели назад «Вымпелком» заключил соглашение о создании телекоммуникационного СП вместе с вьетнамской Global Telecommunications Corporation (ей отойдет 51% акций СП) и ее дочерней компанией GTEL TSC (ей достанется 9%). Сам «Вымпелком» будет владеть 40% нового предприятия. По словам руководителя «Вымпелкома» Александра Изосимова, общий размер инвестиций в строительство сети GTEL Mobile оценивается в 1,8 млрд долларов сроком на пять лет. В Камбодже за 3–4 года планируются капиталовложения на сумму 200 млн долларов. И во Вьетнаме, и в Камбодже компания рассчитывает на 20% рынка в течение 4–5 лет. «Вымпелком» надеется на 20 млн абонентов за 4–5 лет в первой стране и на 2 млн за тот же период – во второй.

Причем этими двумя странами экспансия «Вымпелкома» не ограничится. В компании подтвердили заинтересованность в выходе на рынок соседних Лаоса и Мьянмы. Таким образом, «Вымпелком» планирует создать целый кластер в регионе Юго-Восточной Азии. Правильность выбора этой стратегии подтвердил «Эксперту Online» партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский, заявив, что «это хорошо с точки зрения роуминга и синергии бизнеса».

Не стоит забывать и об амбициях крупнейшего акционера «Вымпелкома» – Altimo. В конце 2005 года компания в жесткой борьбе завладела 13,2% крупнейшего турецкого оператора Turkcell. И хотя правомерность получения этой собственности до сих пор оспаривается в судах, Турцию можно внести в копилку отечественных компаний. Заявляли представители Altimo и о грядущих инвестициях в телекоммуникационный сектор Индонезии.

Два других оператора «большой тройки» – «Мобильные Телесистемы» и «Мегафон» – также предпринимают попытки выйти на азиатские рынки. Одна из таких попыток оказалась удачной. В сентябре 2007 года АФК «Система» (материнская компания МТС) приобрела 10% акций Shyam Telelink стоимостью 11,4 млн долларов, а в январе 2008 года довела эту долю до 51%. Примерно в это же время Shyam получила лицензии на оказание услуг связи по всей территории Индии. В планах компании – построить общенациональную сеть связи, которая сможет оказывать населению все современные виды услуг. Объем инвестиций АФК «Система» в развитие Shyam Telelink может составить от 4 до 7 млрд долларов. Борьбу за лицензии «Система» ведет и в Китае, компания уже разрабатывает стратегию развития в этой стране. В случае успеха она станет первым иностранным инвестором на рынке сотовой связи с объемом около 100 млрд долларов в год. Однако, по мнению аналитика ФК «Уралсиб» Олеси Власовой, в Китае «Система» может побороться только за приграничные территории, так как рынок очень конкурентный и жестко регулируется государством.

«Мегафон», в свою очередь, собрался завоевать Ближний Восток. По словам пресс-секретаря компании Татьяны Зверевой, в мае «Мегафон» открыл представительство в Иране и сейчас ждет там тендера на сотовую лицензию. Гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков уже обмолвился, что в случае успеха его компания вложит 3 млрд долларов в создание собственной сети в этой стране.

Стратегия сотовых компаний ясна – они ориентируются на рынки, которые имеют сравнительно невысокое проникновение, а значит, обладают хорошими перспективами роста. Например, в той же Камбодже проживает 14 млн человек, уровень проникновения сотовой связи, по оценкам, находится на уровне 18%. Во Вьетнаме с сотовой связью тоже все не очень хорошо: из 86 млн человек ей пользуются только 32%. В более чем миллиардной Индии по мобильникам разговаривают всего около 20% населения.

Кроме того, рынки Юго-Восточной Азии привлекательны невысокой конкурентностью. Аналитик «Тройки Диалог» Анна Лепетухина рассказала в беседе с «Экспертом Online», что фактически рынок Камбоджи делят три оператора, причем один из них занимает две трети. В этой стране нет жесткой тарифной борьбы. Например, как рассказал Николай Прянишников из «Вымпелкома», у самого крупного оператора в этой стране есть всего один тарифный план. Так что у российской компании присутствует простор для интересных предложений, которые, однако, «не будут вредить общей доходности рынка», отметил вице-президент «Вымпелкома».

С другой стороны, работая на азиатских рынках, нельзя не принимать во внимание и риски бизнеса в этих странах. «Мы видим некие риски, связанные с неразвитостью системы регулирования и законодательства по телекоммуникациям», – подтвердили «Эксперту Online» в пресс-службе «Вымпелкома». Другая опасность, по мнению Анны Лепехиной из «Тройки Диалог», заключается в том, что абоненты большинства развивающихся стран просто не готовы тратить деньги на телефонные разговоры, потому что на кусок хлеба порой не хватает. Большинство населения и Камбоджи, и Вьетнама, и Индии прозябает в нищете. Средний месячный счет абонента (ARPU) в Камбодже, например, на данный момент составляет около 10 долларов, при этом тарифы несколько выше, чем в России. И это при проникновении 20–30%. Конечно, с ростом проникновения ARPU будет падать, и в этом ничего страшного нет. Главный вопрос – сколько еще потенциальных абонентов есть в этих странах. Собственно, когда сотовые компании «выгребут» весь местный средний класс, а это случится очень быстро, больше им делать будет нечего. На безграмотных бедняках заработать почти невозможно.

Партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский считает, что «Вымпелкому» удастся минимизировать риски с помощью местного партнера, а также за счет большого опыта работы на невысокодоходных рынках вроде регионов России.

Может статься, что к моменту, когда на неохваченные рынки сотовой связи азиатских стран придут западные инвесторы, многие из которых пока не решаются на это (зачастую по политическим причинам), им придется учитывать сильные позиции, которые успеют занять российские компании. С другой стороны, отечественным операторам тоже стоит действовать активнее и не затягивать с решениями.