Минометы мирного процесса

Евгения Новикова
4 июля 2008, 17:48

Впервые с начала грузино-осетинского конфликта Южная Осетия объявила всеобщую мобилизацию. В Цхинвали возмущены ночным нападением со стороны Грузии. Тбилиси – тоже впервые – не переводит стрелки на соседей, а заявляет, что минометный обстрел был ответом на действия противника. События в зоне конфликта приобрели новый формат.

«В результате боевых действий, которые были развязаны грузинской стороной в Знаурском, Цхинвальском районах, а также непосредственно в направлении города Цхинвали, убиты двое и ранены до десяти граждан Южной Осетии. Грузинская сторона предприняла попытку занять Сарабукскую высоту. На ней было выставлено два танка. Затем они произвели обстрел пункта Сарабук из минометов», – заявила сегодня утром глава югоосетинского комитета по информации и печати Ирина Гаглоева. По ее словам, в случае повторения грузинской стороной подобных действий в Южной Осетии «принято решение ввести в зону конфликта тяжелую военную технику».

Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты подтвердил: «В результате артиллерийского обстрела Цхинвали и стрельбы с грузинской стороны погибли два человека и несколько жителей получили ранения». Позже стало известно, что погиб один и ранены трое – об этом сообщил замминистра обороны и ЧС Южной Осетии Игорь Алборов.

Миротворческие силы в зоне конфликта были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Командование миротворцев призвало противоборствующие стороны срочно приступить к переговорам. А полномочный представитель Южной Осетии в России Дмитрий Медоев с мрачным удовлетворением отметил, что все происходит именно так, как он и предупреждал: «Мы не раз обращались к мировому сообществу с сообщением о том, что такое развитие событий может иметь место. Тбилисский режим не справился с этой ситуацией и дал крен в сторону силового решения. Сегодня мы все же рассчитываем, что разум возобладает и грузинская сторона сядет за стол переговоров».

МИД РФ выразил озабоченность ситуацией в Южной Осетии и попросил международное сообщество призвать Грузию подписать договор с Сухуми и Цхинвали о неприменении силы. «Не хотелось бы, чтобы видимость конструктивного продвижения по абхазскому треку использовалась для того, чтобы попытаться применять силовые методы в Южной Осетии. Мы сильно обеспокоены и хотим, чтобы и в том и в другом случае – и в югоосетинском, и в абхазском конфликте – незамедлительно были приняты шаги мирового сообщества, с тем чтобы убедить Тбилиси подписать документ о неприменении силы», – сказал глава МИД РФ Сергей Лавров.

Начальник штаба миротворческих операций вооруженных сил минобороны Грузии Мамука Курашвили заявил, что Грузия – лишь жертва происков Южной Осетии: ее шаги носили исключительно ответный и вынужденный характер. «Ночью югоосетинская сторона начала стрельбу, а в шесть часов утра предприняла атаку на грузинский пост на объездной дороге, соединяющей ущелья Большой и Малой Лиахви. Это была попытка изолировать ущелье Большой Лиахви. Грузинская сторона была вынуждена вести ответный огонь», – цитирует его агентство «Новости-Грузия». Курашвили рассказал, что стрельба была прекращена после вмешательства командования ССПМ, к которому якобы обратилась грузинская сторона.

К середине дня стали известны новые факты: штаб миротворцев заявил, что за 50 минут до начала обстрела, который велся со стороны Грузии, с постов самовольно ушли грузинские миротворцы. Они удалились в сторону села Тамарашени, отключив мобильные телефоны. С поста ушел даже дежурный на КПП МС «Тамарашени». Об этом рассказал прессе заместитель командующего Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) капитан Владимир Иванов.

Президент Кокойты дал оценку поведению грузинских миротворцев: «Мы расцениваем это как факт намеренного срыва миротворческой операции и серьезный удар по мирному процессу. Грузинские миротворцы знали о планах Тбилиси по огневому удару по мирным населенным пунктам Южной Осетии, но никак эту провокацию не предотвратили».

Кокойты пригрозил привлечь союзников, в частности Абхазию, «если другого выхода не будет». К вечеру тональность президента Южной Осетии резко изменилась. В СМИ со ссылкой на официальный Цхинвали появились сообщения о том, что Эдуард Кокойты приостановил всеобщую мобилизацию, чтобы «сохранить нормальный мирный процесс».

Отметим, с «мирным процессом» в регионе в последние дни происходят большие неприятности: вчера, 3 июля, в селе Дмениси был убит начальник РОВД Южной Осетии Нодар Бибилов, а затем неизвестные совершили покушение на жизнь прогрузинского главы «временной администрации Южной Осетии» Дмитрия Санакоева.

Сегодняшний ночной обстрел подтверждает опасения Лаврова: Грузия действительно перешла к силовому варианту решения проблемы непризнанной Южной Осетии. И этого не скрывает – око за око. В самом деле, у Южной Осетии меньше, чем у Абхазии, реальных оснований отделиться от Грузии. Хотя бы потому, что югоосетины проживают некомпактно на территории республики, одни села заселены сплошь грузинами, другие – сплошь осетинами. Вина за межэтнические столкновения, которые обязательно начнутся среди этих горячих горцев, будет висеть дамокловым мечом над теми, кто рискнет признать суверенитет Южной Осетии. С другой стороны, в России есть Осетия Северная – а это значит, что решать проблему придется Москве. Поэтому мягкая «озабоченность» МИД РФ и призывы «мирового сообщества» мотивировать Грузию к подписанию соглашения – это слишком вялый ответ на грузинские танки.