Портовая консолидация

15 августа 2008, 12:05

«Н-Транс» объявила сегодня о том, что завершила консолидацию своих портовых активов на базе недавно созданной компании Global Ports Investments Ltd. (GPI), полностью принадлежащей холдингу. На основе этой структуры и будет в дальнейшем развиваться бизнес группы на рынке контейнерных и нефтяных терминалов в России. Аналогичным способом «Н-Транс» ранее объединила свои железнодорожные активы, создав Global Trans, которая уже провела IPO.

Терминалы Global Ports расположены в Балтийском и Дальневосточном бассейнах – ключевых пунктах российского контейнерного импорта и экспорта, а также экспорта нефтепродуктов. И являются портами конечного назначения. Среди них – контейнерные терминалы «Петролеспорт» и «Моби Дик», а также многоцелевой внутренний контейнерный логистический комплекс «Янино» (все – в Санкт-Петербурге), в настоящий момент находящийся в стадии строительства. В Дальневосточном бассейне – терминал «Восточная стивидорная компания» (ВСК), 25% акций которой принадлежат DP World. В структуру нового холдинга вошли и зарубежные активы: два морских и пять внутренних терминалов в Финляндии и Польше. «Моби Дик», «Янино» и финские терминалы на 50% принадлежат Container Finance Oy. А нефтяной терминал Vopak EOS (VEOS), являющийся крупнейшим терминалом по перевалке нефтепродуктов в Балтийском регионе (по грузообороту) и единственным независимым терминалом своего класса на Балтике, способным принимать танкеры класса VLCC, также наполовину принадлежит Royal Vopak NV. При этом Global Ports принадлежит большая часть земельных участков, на которых расположены ключевые балтийские и дальневосточные контейнерные терминалы компании, что создает значительные преимущества при реализации программы расширения пропускной способности.

Как говорится в сообщении «Н-Транса», в прошлом году общий грузооборот компаний, входящих в группу, был равен 1,1 млн TEU, что составляет более 30% от общего объема контейнерного грузооборота в российских портах. А общий грузооборот терминала по перевалке нефтепродуктов в балтийском регионе составил 13,7 млн тонн. В итоге доля компании в общем объеме российского экспорта нефтепродуктов составила более 30%.

Аналогичным путем собственники «Н-Транса» несколько лет назад поступили со своими железнодорожными активами. Новая перевозочная компания и «Севтехнотранс» были объединены в рамках кипрской компании Global Trans, которая стала вторым по величине в России железнодорожным оператором после монополиста – ОАО «Российские железные дороги» (в 2007 году перевезла 35 млн тонн грузов). В начале мая этого года Global Trans провела IPO, разместив 29% акций на Лондонской бирже за 449,5 млн долларов. Деньги были потрачены на расширение бизнеса, в том числе на покупку нового подвижного состава. Не исключено, что со временем этим же путем пойдет и новый портовый холдинг.

Тем более что планы по развитию входящих в него терминалов достаточно объемы, в том числе и в стоимостном выражении. Масштабная программа капиталовложений направлена на увеличение общей пропускной способности терминалов Global Ports с 1,8 млн TEU (по состоянию на 31 декабря 2007 года) до примерно 4 млн TEU в год и увеличение общего объема единовременного хранения нефтепродуктов с 740 тыс. куб. м (по состоянию на 30 июня 2008 года) до 1,24 млн куб. м к 2013 году. GPI также планирует увеличить пропускную способность в балтийском регионе до 3,1 млн TEU, а также реализовать программу по увеличению пропускной способности рефрижераторных грузов и грузов «ро-ро» с целью удовлетворения растущего спроса в регионе. В Дальневосточном бассейне компания планирует увеличить контейнерную пропускную способность ВСК до 0,9 млн TEU к 2012 году и до 2,2 млн TEU к 2020 году. Свои планы «Н-Транс» оправдывает ростом рынка: по данным Drewry Shipping Consultants, совокупные темпы годового роста (CAGR) российского контейнерного рынка на протяжении последних пять лет составляли 26,7%.

Группа компаний «Н-Транс» – ведущий частный оператор на рынке транспортных услуг России, стран СНГ и Балтии. Создана в 1996 году. Объединяет более 20 компаний, работающих в различных секторах транспортного бизнеса. В 2007 году выручка группы превысила 1,7 млрд долларов. Стратегическими направлениями деятельности группы являются железнодорожные перевозки, контейнерный бизнес, инвестиции в транспортную инфраструктуру. До 2008 года работала на рынке под брендом «Северстальтранс».