Грузинский контекст

Евгения Новикова
15 августа 2008, 18:43

Польша парафировала договор о размещении элементов ПРО США на своей территории. Варшава утверждает, что это не антироссийский и не прогрузинский шаг, а попытка усилить военный потенциал Польши. Однако грузинского контекста не отрицает никто: опасения вызывают имперские амбиции России и потенциальная возможность выдачи российских паспортов жителям Крыма.

Стремительный компромисс

Подписанный вчера предварительно документ состоит из трех частей: политической декларации, межправительственного соглашения и технического приложения. В соответствии с договором в Польше появятся две военные базы: одна – перехватчики, третье позиционное кольцо ПРО, вторая – с ракетами Patriot, о чем так давно мечтали поляки.

Первая база появится в Польше в местечке Редзиково в окрестностях города Слупска (Поморское воеводство). Строительство начнется, как ожидается, уже в текущем году и будет окончательно завершено в 2014-2016 годах.

Ну а Patriot-2 начнут завозить уже в конце 2008-го. Для их обслуживания в Польшу будет направлено американское военное соединение. Важно, что Польше удалось добиться подписания двусторонней декларации о том, что Польша и США будут вместе противостоять угрозам извне. Этот документ не имеет юридической силы, это лишь политическое заявление, сообщил «Эксперту Online» Марчин Войцеховски, политический обозреватель польского издания «Газета Выборча». Он вчера встречался с премьером Дональдом Туском и выслушал его разъяснения по поводу подписания договора по ПРО. Несмотря на то что двусторонняя декларация не имеет юридической силы, она гарантирует безопасность страны, пояснил Войцеховский: «Гарантия – присутствие американских военных». Отметим, обязательства по защите друг друга имеются в рамках НАТО, однако Польше они представляются недостаточными.

Кроме создания военных баз, США модернизируют Войско польское. Но не за свой счет. В Варшаве говорят, что польские политики смирились с тем, что стране придется самостоятельно оплачивать переоснащение армии, а Вашингтон лишь пришлет консультантов и экспертов. Возможно, страна приобретет американское оружие, не исключены закупки у Израиля, Украины, России – в зависимости от того, что порекомендуют эксперты. Так говорят в Варшаве.

Таким образом, Польша уступила в деньгах, но и США уступили, согласившись выдать союзнику Patriot.

Страх и ужас

Соглашение по ПРО должно пройти Сейм и правительство. Но сейчас уже никто не сомневается, что документ будет одобрен всеми инстанциями. И вот почему. Премьер-министр Дональд Туск до сегодняшнего дня был известен как противник скорого размещения элементов ПРО – в противоположность его предшественнику Ярославу Качиньскому и ныне действующему президенту Леху Качиньскому. Известно, что Туск не поддержал Грузию в конфликте, что у него нет фобии в отношении России. Также известно, что нынешнее правительство Польши тормозило переговоры по ПРО. Так, на прошлой неделе премьер даже отправил в отставку главного польского переговорщика по ПРО Витольда Ващиковского, который был сторонником размещения противоракет и выступил с заявлением о том, что команда Туска больше заботится о своем политическом успехе, нежели о безопасности страны.

Напомним, в последние месяцы в переговорах по ПРО между Польшей и США неоднократно возникали трудности из-за чрезмерных, по мнению американской стороны, требований Варшавы. Польша хотела, чтобы США провели модернизацию вооруженных сил, включая поставки для польских ВВС зенитно-ракетных комплексов типа Patriot. Стороны никак не могли договориться о сумме, которую Вашингтон готов был бы вложить в модернизацию. Варшава давала понять, что не хочет заключать никаких договоренностей с нынешней администрацией США, а ждет избрания нового президента, позиция которого по ПРО может измениться.

Так вот это самое правительство в срочном порядке допускает противоракеты на свою территорию, подписывая документ 14 августа вечером, когда становится совершенно ясно, что Россия одержала победу в конфликте с Грузией, грузинская армия деморализована и бежала, а морские пехотинцы США высадились в Тбилиси для проведения гуманитарной акции. При этом экономная Польша ради комплексов Patriot готова проиграть в деньгах на модернизацию. Грузинский контекст отчаянного шага Варшавы очевиден.

Со ссылкой на премьера Туска Марчин Войцеховски из издания «Газета Выборча» пояснил «Эксперту Online», что власти провели «холодный анализ стратегического баланса» в регионе Восточной Европы. «Это не антироссийский шаг. Премьер сделал этот шаг исходя из польских позиций. Это попытка усилить позиции Польши  в этой части Европы. Он проделал анализ того, что мы имеем с военной точки зрения. Военное присутствие американцев, даже символическое, усиливает потенциал Польши», – отметил он. Польский премьер принял решение, что в контексте грузинских событий надо выйти из договора от 1999 года, где альянс обязался в одностороннем порядке не размещать никакой инфраструктуры на территории стран бывшего Варшавского договора. «Если где-то начинается война, все страны оценивают свои реальные возможности – военные и политические. Каждый просчитывает, как усилить баланс. Премьер осознал, что для усиления позиций Польши надо согласиться на военное присутствие США. Но это не против РФ», – пояснил Войцеховски со ссылкой на Туска.

Польша опасается российских имперских амбиций, но не в смысле военной угрозы. Восточным славянам не нравятся, по их словам, «попытки вернуть историю в русло XIX столетия, когда могущественные державы решали судьбы мира». «Мы бы хотели решать вопросы судеб Европы в рамках ЕС и НАТО, сотрудничества этих организаций с большими партнерами – Россией, Китаем. Это концептуальный подход к обеспечению стабильности и миропорядка», – комментирует журналист.

Более близкая к правительству Польши газета «Речпосполита» видит и другой аспект проблемы. «Сейчас в Польше, в других странах бывшего соцлагеря понимают, что Россия может сделать почти все, если будет воля, – заявил „Эксперту Online” Ежи Хащиньски, заведующий международным отделом газеты „Речпосполита”. – Если раньше все говорили, что у РФ нет мечты об империи, то сейчас практически все понимают, что это кокетство, что Путин и Медведев – таковы, как были раньше советские лидеры и русские цари. Да, грузины напали на Цхинвали, но сейчас русские солдаты в глубине Грузии и контролируют то, что хотят». И это вызывает беспокойство. Например, в Польше не исключают, что РФ проведет аналогичную операцию по защите русских на Украине или в Эстонии, полагает Хащиньски: «Может быть, сегодня – Грузия, завтра – Крым и Нарва. Там ведь есть русские. В один день можно дать паспорта русским, проживающим в Крыму».

Все не доверяют всем

«США занимаются противоракетной обороной собственного государства, а не Польши. А Польша ставит себя под удар», – заявил сегодня заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын. По его словам, Польша становится объектом воздействия: «Такие цели уничтожаются по приоритету в первую очередь». Он отметил, что Россия может применить ядерное оружие в случаях, оговоренных военной доктриной: «Мы его применяем против государств, имеющих ядерное оружие; против союзников государств, имеющих ядерное оружие, если они как-то им способствуют; а также против того, кто размещает на своей территории чужое ядерное оружие». Польша не может этого не знать, подчеркнул генерал.

В свою очередь, в Варшаве говорят: из-за того что Польша не имеет достойных систем наблюдения над российской территорией, у нее нет уверенности в том, что ее военные объекты не находятся под постоянным контролем России, под ее прицелом. Также нет гарантии, что в Калининградской области и в Белоруссии ракеты уже не размещены. «Мы не сторонники гонки вооружений, мы увеличиваем свою безопасность», – признаются в Варшаве. Однако трудно представить, что никто не информирует Польшу. Вчера сам Дональд Туск был откровенен с прессой: «Информация, которую мы получаем, делает принятие моим правительством предложений Соединенных Штатов более возможным, чем еще пару недель назад». Польша гордится тем, что у «США с ней особые отношения» – такие же близкие, как с Великобританией и Голландией. Польша снова стремится продемонстрировать Европе исключительность и рискует снова завоевать титул «сложного» партнера по Евросоюзу.