Перезагрузка устава

Максим Андреев
10 сентября 2008, 15:33

В Пскове развивается интересный политический скандал. Администрация города обратилась в Арбитражный суд Псковской области с иском о признании «не действующим полностью» устава муниципального образования.

По мнению представителей мэрии, целый ряд положений этого документа противоречит федеральному законодательству и нарушает права администрации города. В качестве ответчика в иске фигурирует Псковская городская дума, в качестве заинтересованного лица – Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города.

Это случилось еще в начале сентябряи и стало ответом команды действующего мэра Пскова Михаила Хоронена, ведущего перманентную войну с губернатором региона Михаилом Кузнецовым. Интересы последнего и защищают депутаты городской думы, которую возглавляет Ян Лузин. Судя по всему, этот ответ застал думцев врасплох. По крайней мере, на сообщение мэрии они отреагировали лишь спустя полторы недели, а именно вчера. Пресс-служба гордумы распространила заявление главы города Яна Лузина, в котором он выразил недоумение иском мэрии. По словам Лузина, «деятельность администрации города строится на базе разработанных совместно и принятых городской думой нормативных правовых актов, и если признавать нелегитимным устав города Пскова, то вслед за этим следует отменить почти 100% документов, порядков, правил, принятых к реализации в четвертом созыве», а «оспаривание норм устава, якобы ущемляющих права администрации, к примеру, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в части реализации прав собственника в отношении муниципального имущества и так далее, создает предпосылки к ненужным трениям в отношениях двух ветвей городской власти».

Представители городской администрации настаивают, что положения устава нарушают права мэрии в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в части реализации прав собственника в отношении муниципального имущества Пскова, создают препятствия в реализации этих прав, в частности, при создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий (МУП) и муниципальных учреждений (МУ), управлении и распоряжении муниципальным имуществом, в том числе при реализации прав собственника имущества, закрепленного на правах хозяйственного ведения за МУП. Кроме того, в мэрии считают, что оспариваемые нормы устава ограничивают правоспособность администрации города как юридического лица и что Псковская городская дума незаконно присвоила себе полномочия собственника муниципального имущества, а также полномочия в части утверждения структуры администрации города, положения о постоянно действующих комиссиях при администрации города, установления порядка назначения на должность и освобождения от нее руководителей МУП, регулирования тарифов, назначения и освобождения от должностей заместителей главы администрации и т. д. При этом само постановление гордумы №529 от 15 декабря 2005 года, которым был утвержден новый устав, по мнению заявителя, было принято с нарушением требований законодательства в части порядка избрания и наделения полномочиями главы города Пскова.

На самом деле, первопричина конфликта возникла еще три года назад, в декабре 2005 года, когда депутаты третьего созыва городской думы приняли новый вариант устава. Но утвержден Министерством юстиции РФ этот документ был лишь в июне 2006 года, после продолжительных судебных разбирательств, инициированных мэрией. Согласно положениям разработанного депутатами гордумы при поддержке региональной администрации устава, глава муниципального образования «город Псков» избирается не на всенародных выборах, а из числа депутатов. Что же касается главы администрации, то он и вовсе нанимается по контракту, причем по рекомендации комиссии, в которую входят представители гордумы и областных властей. Причем, по мнению наблюдателей, депутаты отказались от всенародных выборов мэра в интересах губернатора Михаила Кузнецова, последние годы находящегося в состоянии перманентного конфликта с псковским градоначальником Михаилом Хороненом.

Попытки команды мэра сорвать принятие устава, закрывающего Хоронену путь к избранию на третий срок, не увенчались успехом. Оспорить отдельные положения «городской конституции» в судах также не удалось: администрация Пскова проиграла подавляющее большинство процессов. Референдум о способе избрания главы Пскова, проведенный по инициативе псковского «Яблока» летом 2006 года, провалился – участие в нем приняли лишь 8,22% от числа зарегистрированных избирателей (однако стоит отметить, что 81,36% из них высказались за сохранение прямых выборов главы администрации города). Между тем полномочия Хоронена на посту мэра истекают в марте 2009 года – до этого времени в городе действует «переходный период», во время которого некоторые положения нового устава не действуют. Тем не менее в марте 2007 года из нового состава Псковской городской думы был избран глава муниципального образования Ян Лузин, одновременно являющийся председателем городского парламента. После чего думцы во главе с Лузиным сконцентрировали в своих руках целый ряд важных полномочий, сосредоточившись в первую очередь на контроле за деятельностью администрации Пскова в сфере управления муниципальной собственностью.

Борьба между мэром, с одной стороны, и городскими депутатами и губернатором – с другой, перешла в активную фазу в начале текущего года, после того как Михаил Хоронен дважды отказался от предложенного ему мандата депутата Госдумы РФ (он входил в региональный список «Единой России» под третьим номером). Отказ мэра досрочно сложить полномочия и уйти в нижнюю палату российского парламента оказался неприятным сюрпризом для его противников, которые уже начали было вести консультации относительно кандидатуры нового главы администрации города. Решение Хоронена остаться на тонущем корабле некоторые наблюдатели объяснили его расчетами в скором времени занять кресло губернатора – Михаил Кузнецов, победивший на выборах главы администрации Псковской области в декабре 2004 года, до сих пор не переутвержден на этом посту президентом России.

Судя по всему, этот сценарий чрезвычайно не понравился региональным властям. После чего Хоронен подвергся массированной информационной атаке со стороны СМИ губернаторского пула. Главными направлениями антимэрской кампании стали обвинения в коррупции (результатом работы антикоррупционной комиссии областного собрания, созданной по просьбе Яна Лузина, стал объемный отчет, в котором утверждалось, что «в Пскове сложилась система, имеющая признаки организованного преступного сообщества») и неспособности решать городские проблемы (поводом для этого стал запрет регулирующих органов на эксплуатацию городской свалки, поставивший Псков перед перспективой мусорного кризиса).

Ответом на эти действия и стал иск мэрии о признании устава города недействительным. Примечательно, что в самой администрации города факт обращения в Арбитражный суд с иском об отмене устава первоначально отрицали. По мнению главы города, это «дает пищу для предположения, что находившийся в это время в отпуске мэр М. Я. Хоронен мог быть не в курсе произошедшего». Ян Лузин указывает на тот факт, что под иском стоит подпись советника мэра Михаила Семенова, действовавшего на основании доверенности. По его словам, «есть мнение, что таким образом он (Семенов) элементарно сводит счеты с городской думой».

Для последнего предположения действительно существуют определенные основания. В 2006–2007 годах юрист по образованию Михаил Семенов возглавлял муниципальное предприятие «Псковская коммерческая палата», созданное для управления имущественными активами, не имеющими отношения к выполнению непосредственных функций муниципалитета. Городские депутаты его деятельность на данном направлении склонны оценивать в высшей степени отрицательно: по мнению начальника контрольно-счетной палаты аппарата гордумы Ивана Студеникина, он нанес урон бюджету Пскова в размере 50–60 млн рублей. Тем не менее это не помешало Михаилу Хоронену назначить Семенова в августе 2007 года своим заместителем, курирующим вопросы управления муниципальной собственностью, земельных отношений и строительства. Этот жест думцы восприняли как нанесенное лично им оскорбление. После продолжительной борьбы, в том числе в судах, они добились увольнения Михаила Семенова с поста вице-мэра, сославшись на то, что в соответствии с уставом его должна была утверждать на этой должности гордума (правда, он тут же был назначен советником Михаила Хоронена). Кроме того, с их подачи против Семенова было возбуждено уголовное дело по ст. 201 ч. 1 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). Злоупотребления, по мнению депутатов, были совершены им как раз на посту директора «Псковской коммерческой палаты».

Тем не менее, по мнению псковских наблюдателей, Михаил Семенов в данном случае руководствовался вовсе не желанием свести счеты с депутатами. Дело в том, что отмена норм нынешнего устава, регулирующих вопросы управления и распоряжения муниципальным имуществом, автоматически снимет все обвинения с самого Семенова. Однако несомненную выгоду при этом может получить и его шеф, Михаил Хоронен. Ведь отмена устава будет означать возвращение муниципалитета к прямым выборам мэра и, следовательно, откроет псковскому градоначальнику путь из политического тупика, в который он попал.