Покорение Поднебесной

18 сентября 2008, 17:22

Объединенная компания «Российский алюминий» («Русал») планирует инвестировать до 3 млрд долларов в ближайшие семь лет в расширение своей деятельности на территории Китая. Об этом гендиректор компании Александр Булыгин сообщил газете South China Morning Post.

«Несмотря на замедление темпов роста мировой экономики, Китай продолжает демонстрировать ежегодный прирост ВВП на 8-9%», – сказал Булыгин. Значит, темпы потребления алюминия здесь также будут расти. Поэтому «Русал», который уже имеет два катодных завода в китайской провинции Шаньси, вновь подтвердил свой интерес к работе на китайском алюминиевом рынке. Александр Булыгин заявил газете, что всего российская компания планирует построить в Китае до четырех алюминиевых заводов, а также изучает еще несколько потенциальных площадок под производство на севере страны, рядом с границей РФ. При этом, по словам Булыгина, которые приводит газета, около 50% выпускаемой «Русалом» продукции компания намерена направлять именно в азиатские страны. В связи с чем Булыгин подчеркнул заинтересованность алюминиевой компании в расширении деятельности во Вьетнаме и Индонезии. Это закономерно, поскольку до сих пор китайские производства закрывали почти всю потребность страны в алюминии. «Тем не менее технологии производства в Китае далеки от совершенства, большая экологическая нагрузка, высокая цена на электричество, недостаток сырья приводят к тому, что ряд мощностей по производству алюминия в Китае закрывается», – описывала возможности для выхода на «закрытый» рынок КНР пресс-секретарь «Русала» Ольга Санарова. В целом инвестиции «Русала» в строительство новых мощностей и новые приобретения в следующие пять лет запланированы на уровне 15 млрд долларов.

«Русал» давно проявляет интерес к китайскому рынку, что вполне понятно: на долю Поднебесной приходится треть мирового потребления алюминия, и российскому гиганту интересно закрепиться на таком рынке. Тем более что конкуренты «Русала» давно работают в Китае. У Alcoa там семь заводов, у Alcan – 16. А крупнейший производитель алюминия в Китае – местная Chalco, в прошлом году выпустившая около 1 млн тонн алюминия. Основные проблемы инвестиций в алюминиевые производства в КНР – высокая стоимость электроэнергии (в отличие от российских условий) и отсутствие собственных бокситов (сырье для выпуска глинозема, из которого делается алюминий). Однако «Русал» еще в феврале этого года подписал с китайской энергетической компанией China Power Investment Corporation меморандум о взаимопонимании, предусматривающий партнерство по созданию вертикально интегрированного комплекса по производству алюминия на базе боксито-глиноземного комплекса в Гвинее (принадлежащего «Русалу» месторождения бокситов Диан-Диан) и энерго-металлургического комплекса в провинции Цинхай мощностью 500 тыс. тонн аллюминия. Мощность гвинейского комплекса составит 2,8 млн тонн глинозема в год, его продукция будет поставляться морским путем на китайский завод, обеспечение которого электроэнергией возьмет на себя CPI, владеющая рядом гидроэлектростанций на реке Хуанхэ.

Объявленная сумма в 3 млрд долларов инвестиций, по словам Ольги Санаровой, касается всех проектов «Русала» в Китае, в том числе и того, что был заявлен в меморандуме с CPI. О конкретных начинаниях в компании пока не распространяются. Кстати, Булыгина не пугают сложности на рынке в этом году: сокращение инвесторами объема вложений на фоне неблагоприятной мировой конъюнктуры «негативно отразится на ценах на все металлы». Но, считает глава алюминиевого гиганта, цена на алюминий начнет расти во втором полугодии следующего года и сможет достигнуть отметки 4 тыс. долларов за тонну (в июне средняя цена на алюминий составила 3,3 тыс. долларов за тонну).