Ценой Израиля

Евгения Новикова
18 сентября 2008, 15:08

Правительство Ципи Ливни будет реализовывать мирный процесс, смертельно опасный для Израиля. Об этом «Эксперту Online» заявил Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока. Он уверен в том, что выполнение планов США разрушит систему безопасности Израиля и всего региона Ближнего Востока.

– Евгений, как вы полагаете, какую политику будет проводить правительство Ципи Ливни, если ей удастся сформировать кабинет?

– Оно будет проводить левоцентристскую линию, несмотря на то что сама Ливни генетически происходит из правого лагеря. Но ее поддерживает левый истеблишмент, поэтому это будет та же линия капитуляции Израиля и ликвидация военных побед 1967-1982 годов, достигнутых предыдущими правительствами.

До конца своей каденции президент Буш объявил, что создает Палестинское государство – вне зависимости от реалий, как и вообще все, что делает его администрация. Государство должно быть создано – хоть трава не расти. И Ципи Ливни будет реализовывать именно эту линию.

– Это опасная для Израиля политика?

– Это смертельно опасно. Это линия на полное разрушение израильской системы безопасности, на провоцирование жесточайших конфликтов в палестинском социуме и в арабском мире. Это вредно не только для Израиля, это безумно вредно для палестинцев. Но поскольку на той шахматной доске, которая стоит в американском госдепартаменте, Израиль, Палестина, как и все ближневосточные страны (и не только они), стоят не в реальном виде, а в виде тех иллюзорных фигур, которыми они кажутся Вашингтону в рамках его геополитики, то американцы реализуют свои планы. Насколько они возможны к реализации, насколько они соответствуют тому, что нужно было бы делать, и насколько они разрушительны, для Америки не так важно. Потому что Америка большая и от этого региона далека. Вспомним, когда американцы поддержали «Аль-Каиду» с бен Ладеном против советских войск в Афганистане, они не рассчитывали получить 11 сентября.

– Ну а каковы тогда перспективы страны?

– Скорее всего, она выживет, что совсем не обязательно касается тех или иных политиков, который ведут свой курс. Потому что в конце концов Израиль доказал, что он способен выживать после выигранных и проигранных войн, что его экономика в условиях даже абсолютно проигрышной второй Ливанской войны росла так, как хорошо бы расти экономикам нашей страны и государств Запада. Когда Израиль становится на краю пропасти, в нем возникает наконец национальное единство, консенсус и прочее. А когда он от края этой пропасти отходит, то реализуется система «два еврея – три мнения».

Прошли времена, когда Израилем управляли люди не только русского происхождения, но и советской политической школы, которые понимали, что страна на карте может быть, а может и не быть, и действовали сообразно с этим. Сегодня, как говорят злые языки, новый израильский истеблишмент – это «арабы, косящие под американцев». Американизированная политика в области обороны и безопасности там и реализуется. Она очень далека от реальностей, и весь мирный процесс построен пока что по ней. Количество людей, погибших с 1993 года – с заключения соглашений в Осло, превышает число израильтян, погибших за весь период существования Израиля до 1993 года. С 1948 года по 1993-й погибло около 1 050 человек, с 1993 по 2008 годы – 1 150. Это только от террора. Для кого разумна эта политика?

Для палестинцев – вряд ли, для израильтян – нет. Для их соседей по региону? Египет получил «Хамас», Иордания – колоссальную угрозу разрушения государства, Ливан, который разнесли вдребезги, получил «Хезболлу» на всей территории после ухода израильтян. Сирия была вынуждена убрать войска из Ливана.

Выиграл пока только Иран. Он должен благодарить Америку и Израиль, которые шли по пути мирного процесса. Но это вряд ли то, чего хотели добиться в Иерусалиме и Вашингтоне.

– Вашингтон не просчитывает последствий, как вы думаете?

– Американская политика тактически гениальна, а стратегически катастрофична. Каждый тактический ход, который работает на короткий срок, обдумывается до мелочей, но все эти ходы ведут в пропасть. Это относится не только к Израилю, но и к Пакистану, Афганистану, Ираку, к глобальным внешним отношениям вообще. Америка – страна синусоиды: она «качается» от работорговли и ку-клукс-клана до политкорректности. Она так устроена.

– В чем смысл потери Израиля для США?

– Никакого специального смысла нет. Это политика доброжелательного идиотизма, желание сделать «как лучше». Америка всегда делает как лучше, просто случайно, если вы не очень большая страна, вас может не остаться на карте. В случае с Израилем это и происходит.

И это прекрасно понимают в Израиле, просто никто не может ничего сделать, потому что страна и ее элита – это две разные вещи. Элита настолько завязана на Америке, настолько зависит от нее, что сделать она ничего особо не может. Но если бы хотела, ей пришлось бы идти на резкое охлаждение отношений с руководством действующей администрации. С 1967 года американцы сделали все, чтобы поставить израильский ВПК, внешнюю политику под очень жесткий контроль.

– А новая администрация США не изменит позицию по мирному процессу?

– В Израиле очень прохладно относятся к перспективам получить Обаму в качестве американского президента. Это если не враг Израиля, то как минимум недоброжелатель. Что касается Маккейна, то он будет продолжать ту линию, которая для Израиля очень плоха. Но Обама – гораздо хуже. Он моложе, агрессивней, энергичней. Лучше иметь ясного союзника (который хуже любого врага) на четыре года, чем непредсказуемого, безумно энергичного человека, жаждущего войти в историю, – вроде Клинтона. Он был таким, как Обама, при этом разнес половину Европы – все Балканы – и активизировал смертельно опасный для Израиля мирный процесс.

Америка действует во имя интересов одной страны – США. Израиль она использует как инструмент, подставляет где может. Все не слишком оптимистично.