По-рабочему!

24 сентября 2008, 18:10

Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель подвергла жесткой критике предписания Европейской комиссии привести действующее законодательство в области работы компании Volkswagen к рыночным нормам. Выступая на территории завода Volkswagen в Вольфсбурге перед 20 тыс. рабочих в присутствии премьер-министра Нижней Саксонии Кристиана Вульфа, Меркель обещала «и дальше бороться с Брюсселем» за сохранение так называемого закона о Volkswagen. «Мы будем последовательно и четко отстаивать свое мнение перед Европейской комиссией», – сказала Меркель.

Дело в том, что до сих пор работа автомобильного концерна Volkswagen – крупнейшего автопроизводителя Европы, в структуру которого входят такие компании, как Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Skoda и Seat – регулируется принятым 50 лет назад законом о Volkswagen. Законодательный акт фактически закрепляет руководство в концерне за властями федеральной земли Нижняя Саксония. Хотя федеральной земле принадлежит всего 20,2% акций концерна, закон о Volkswagen гарантированно предоставляет ей два места в наблюдательном совете, а также гарантирует, что ни один другой акционер, сколько бы акций ни находилось в его собственности, не может получить при голосовании более 20% голосов. Таким образом, представители Нижней Саксонии фактически получают право вето на все важные для концерна решения – в первую очередь на попытки акционеров вывести часть производственных мощностей из дорогой Нижней Саксонии в более дешевое европейское зарубежье, что серьезно подорвало бы симпатии избирателей к нижнесаксонским политикам. Ущемляющий права других акционеров закон о Volkswagen давно уже является гвоздем в ботинке для крупнейшего акционера концерна – компании Porsche. Вот уже который год руководство Porsche неуклонно проводит курс на восстановление контроля над Volkswagen, основанным в 30-е годы Фердинандом Порше. Только на прошлой неделе Porsche повысил свое участие в Volkswagen до 35%, что сделало его крупнейшим акционером концерна. «Нашей целью остается, как и прежде, получение больше 50% акций концерна», – сказал по этому поводу глава Porsche Венделин Видекинг.

С прошлого года Porsche ведет судебные тяжбы против правительства Германии в Европейском суде. Требованием компании является пересмотр антирыночного закона. В конце прошлого года Европейский суд признал справедливость требований Porsche и обязал парламент Германии внести необходимые изменения в закон о Volkswagen, которые позволили бы акционерам иметь на собрании столько голосов, сколько акций концерна находится у них на руках. Между тем немецкие власти пытаются сегодня свести на нет победу Porsche: на прошлой неделе верхняя палата немецкого парламента, бундесрат, одобрила предложенные правительством ФРГ изменения в закон, согласно которым для принятия важных для концерна решений необходимо согласие более 80% акционеров. Таким образом, федеральные власти Германии собираются нейтрализовать право Porsche распоряжаться всеми имеющимися у компании акциями: по новым правилам никакое решение не сможет пройти через собрание акционеров, если его не поддержит правительство Нижней Саксонии, обладающее 20,2% голосов. Расчет правительства ФРГ состоит в том, что на оспаривание этой нормы у Porsche уйдет еще какое-то время, и даже при новой победе Porsche правительство сможет внести в закон еще одно изменение, которое снова лишило бы главного акционера права распоряжаться собственностью без ограничений.

Ангела Меркель не случайно столь активно включилась в борьбу за Volkswagen именно сегодня. Всего две недели назад Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) представила публике своего кандидата на пост канцлера ФРГ на выборах, которые должны пройти осенью 2009 года, – таким образом, в стране началась предвыборная гонка. Популистские фразы Ангелы Меркель, прозвучавшие на собрании рабочих: «Volkswagen – это Германия!», дополненные обещаниями ее коллеги по Христианско-демократическому союзу (ХДС), премьера Нижней Саксонии Кристиана Вульфа: «Мы никому не дадим угробить деньги в Volkswagen», должны создать среди десятков тысяч рабочих региона образ партии, заботящейся о благосостоянии немецких трудящихся. Фактически ХДС начинает играть на поле СДПГ и «левых» – более «левая», чем ее оппонент от СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер, канцлер Меркель теперь активно отъедает у Штайнмайера голоса рабочих. Показательно хотя бы то, что Меркель стала первым канцлером от ХДС, которая вообще выступила перед рабочими концерна – при том что канцлеры от СДПГ делали это регулярно. В своей борьбе за голоса Нижней Саксонии Меркель не чурается даже весьма агрессивных вербальных атак в сторону другого региона – Бадена-Вюртемберга, где располагается штаб-квартира компании Porsche. «Жители Баден-Вюртемберга умеют все, но не умеют говорить на правильном немецком. Вы же здесь в Вольфсбурге умеете все, плюс говорите на правильном немецком», – заявила Меркель, обыграв известный предмет шуток – неискоренимый южный швабский акцент, противопоставив его максимально близкому к литературному немецкому языку нижнесаксонскому диалекту.

Между тем популистские обещания Ангелы Меркель не встречают понимания в Брюсселе. Коммисар Еврокомиссии по вопросам внутренней торговли Чарли Маккриви уже заявил, что готов обжаловать готовящиеся в ФРГ изменения в закон о Volkswagen, поскольку они точно так же нарушают правила свободного рынка, как и предыдущий закон, признанный Европейским судом не соответствующим европейским нормам.