Аукнется - мало не покажется

Москва, 01.10.2008
Сделки по продаже «ИжАвто» и «КамАЗа» могут заморозиться или пройти на невыгодных для старых собственников условиях, а сам российский рынок автомобилей из-за кризиса кредитования резко уменьшится

Сегодняшнее заседание совета директоров АвтоВАЗа в Париже рассмотрит вопросы формирования модельного ряда автозавода на срок до 2012 года и приобретение ОАО «ИжАвто» у самарской группы «Сок». АвтоВАЗ после проведения процедуры due dilligance, которую он вел с финансовым консультантом — группой «Тройка Диалог», готов заплатить за «ИжАвто» не больше 300 млн долларов, тогда как основной бенефициар «Сока» Юрий Качмазов рассчитывал выручить за завод 500 млн долларов. Как и предполагал «Эксперт online» весной текущего года, дисконт составит таким образом 40% от начальной стоимости оферты. Какой будет реакция руководства «Сока» угадать несложно, вот только выручить за «ИжАвто» больше озвученной Борисом Алешиным суммы она вряд ли поможет. Не говоря уже о несравненно большем административном ресурсе и влиятельности АвтоВАЗа, в текущей ситуации (проблемной, кризисной, апокалиптичной — нужное подчеркнуть) со свободными средствами в российской экономике реализация крупного производственного актива — само по себе задача сложная, а уж по привлекательной для продавца цене и вовсе нереальная. Впрочем, заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что переговоры вокруг «ИжАвто» в любом случае проходили бы в жестком ключе, даже если никакого кризиса и не было бы. «Сразу было понятно, что АвтоВАЗ постарается максимально снизить стоимость актива, ипсользуя все рычаги и все свое влияние, а у «Сока» сейчас особого выбора нет, их участие в автомобильном производстве все менее прибыльно и перспективно», - отметил эксперт.

Вторым «потерпевшим» в результате финансового кризиса, вероятно, окажется КамАЗ. Сделка по приобретению 42% акций татарстанского завода компанией Daimler, которая может быть заключена уже в текущем году, также может состояться по более низкой цене — с учетом падения капитализации КамАЗа. При подписании протокола капитализация автозавода согласно котировкам акций в  РТС составляла 3,9 млрд долларов, максимум был достигнут в апреле —  4,5 млрд, сейчас КамАЗ стоит менее 1,8 млрд долларов. Правда, эта оценка условна: на бирже, по данным предприятия, торгуется менее 3% его акций. По мнению аналитика ВТБ Елены Сахновой, в текущей ситуации попытки Daimler сбить цену сделки вполне понятны и оправданы. Единственным козырем российской стороны может стать важность актива для зарубежного концерна — партнерство с КамАЗом необходимо Daimler для максимально быстрого выхода на все еще перспективный российский рынок.

Впрочем, если учесть, что покупать «ИжАвто» и продавать КамАЗ, по сути дела, будет одна и та же структура — госкорпорация Сергея Чемезова «Ростехнологии» «со товарищи» - получается, что экономия по одной сделке нивелирует потери по второй. И все бы ничего, если бы результатом кризиса ликвидности стало лишь снижение сумм сделок по поглощению и слиянию автомобилестроительных активов. Однако, представляется, что последствия будут куда как серьезнее.

Напряженность на финансовом рынке уже нашла свое отражение на автомобильном. Постепенное насыщение рынка, а следовательно и снижение темпов роста (а в ближайшем будущем, возможно и реальных объемов продаж) авторынка, сейчас получило дополнительный стимул. Банки начали резко повышать требования к замещикам и ставки по автокредитам. Ставка по автокредиту выросла в среднем на 1-3%. О подорожании своих кредитных программ на приобретение автомобиля, в частности, заявили такие крупные банки, как «Абсолют банк», «Авангард», «Юникредитбанк», «Райффайзенбанк». Растет и число отказов в предоставлении займа, в отдельных случаях — до 70% от общего числа заявок. Кредиты сегодня играют ведущую роль в развитии авторынка — до половины всех автомобилей в России продаются с использованием банковских займов. Ужесточение кредитной политики отечественной банковской системы отразится на результатах продаж автоконцернов уже в текущем году.

Дальше — больше. Снижение темпов роста авторынка вкупе с резким удорожанием привлекаемых ресурсов и сокращением предложения на финансовых площадках, скорее всего, скажется на производственных планах основных игроков. Можно ожидать сворачивания части инвестиционных проектов или, по крайней мере, их замораживания на некоторый срок. Крупные западные автоконцерны, возможно, менее болезненно пройдут этот период, поскольку им проще привлекать кредиты на «домашних» рынках, а вот отечественные игроки могут оказаться без финансовой подпитки. Каждому из них придется искать собственные пути повышения ликвидности и инвестиции в проекты.

Сегодня стало известно, что АвтоВАЗ готовится продать свой дилерский бизнес, сосредоточенный в компании «Лада-сервис». По заявлению Бориса Алешина, сбытовой холдинг может быть реализован уже в следующем году в рамках программы оптимизации структуры собственности АвтоВАЗа, предполагающей избавление от непрофильных активов. Насколько отказ от дистрибуции можно рассматривать как оптимизацию структуры - вопрос открытый. Особенно если учесть абсолютно противоположную тенденцию у мировых игроков (тот же Kia в следующем году забирает сбыт у двух своих официальных дитрибуторов в России — Sokia и «Автотор-маркет»). Однако, продажу актива можно рассматривать как один из вариантов пополнения казны автогиганта. Впрочем, директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков полагает, что возможная продажа  холдинга, контролирующего не менее четверти сбыта автомобилей Lada, может быть выгодна вполне определенным лицам в топ-менеджменте АвтоВАЗа. В частности группа Александра Пронина (выходец из «Элекс-полюс»), которая по сути и контролирует сейчас «Лада-сервис» может выступить либо в качестве нового хозяина компании, либо в качестве перепродавца.

У партнеров




    «Киберзащите промышленности нужны глобальные решения»

    Директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля» Дмитрий Григорьев — о применении информационных технологий и коммуникаций в мирных целях

    Маркировка товаров: что делать и чего ожидать бизнесу

    с 1 июля стала обязательной маркировка табака, в декабре 2019 года добавят еще четыре товарные группы. Штраф за нарушение закона о маркировке будет достигать 300 тысяч рублей

    "Персонализация каналов продаж в ритейле"

    Компания «Той.ру» одна из первых внедрила в рознице омниканальную систему обслуживания клиентов. Учредитель сети Алиса Лобанова поясняет, чем этот опыт может быть полезен другим ритейлерам

    ММК признан одной из самых прибыльных для инвесторов металлургических компаний в мире

    Флагман отечественной металлургии вошел в топ-5 лидеров отрасли по показателю совокупной акционерной прибыли

    Продается завод металлоконструкций в Красноярском крае

    Действующее предприятие с многолетней историей - Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкрн Промышленный узел, 8) выставлен на торги.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. По наличной валюте будут приняты решения
      Российское правительство рассмотрит проект изменений в валютном законодательстве для операций с наличными между резидентами и нерезидентами. Последним может в нововведениях понравиться не все, хотя в основном они направлены на либерализацию
    2. Ангела Меркель имеет право держать в тайне состояние здоровья
      Проблемы со здоровьем бундесканцлера могут иметь серьезные последствия для всего континента
    3. Борцы за климат не остановятся ни перед чем
      Россия в Осаке на саммите «Большой двадцатки» пообещала ратифицировать Парижское соглашение по климату. Уклониться от этого было бы весьма сложно, истеричность западной климатической политики возрастает, хотя при нынешнем уровне развития человеческих технологий Парижское соглашение — это предложение заменить потенциальную климатическую катастрофу реальными энергетической, финансовой и экономической катастрофами в одном флаконе. Но уж если мы в этом театре абсурда окажемся, то нужно сделать все, чтобы быть там среди режиссеров, а не среди актеров. И выработать свою позицию по климатическому вопросу
    Реклама