На перекрестке всех дорог

16 октября 2008, 13:38

Министр транспорта РФ Игорь Левитин пообещал Новгородской области помощь и участие в решении застарелых транспортных проблем региона. Катализатором интереса главы ведомства к этому региону стала подготовка Великого Новгорода к 1150-летию, которое будет отмечаться в будущем году. А также общее состояние дорожной инфраструктуры, в котором находится Новгородчина.

Состояние здешних дорог, по которым успел вчера проехаться и Левитин, не просто плохое, а очень плохое. Из 8,5 тыс. км, находящихся в собственности региона, всего 53% покрыто асфальтом. Но и он на 91% не соответствует нормативным требованиям. Еще 44% дорог – гравийные и щебеночные, что на доступном языке означает – труднопреодолимые в непогоду. А более 200 трасс – просто грунтовые. Только два последних года на ремонт дорог в регионе выделяются реальные деньги: область стала участвовать в федеральных программах, до которых прежде у власти не доходили руки, и вкладывать свои средства в инфраструктуру. В нынешнем году за счет бюджетных источников всех уровней на дорожные работы направлено 2,2 млрд рублей – в два раза больше, чем год назад. Великому Новгороду, готовящемуся к 1150-летию, выделено средств в шесть раз больше прошлогоднего.

Новгородцы хорошо понимают – не видать им этих денег как собственного носа, если бы не юбилей и не Ганзейские дни, что в июне 2009 года пройдут в Великом Новгороде с участием представителей городов Ганзейского союза нового времени из 110 стран мира. Но чтобы справиться с проблемами, копившимися годами, и таких солидных денег недостаточно, в чем убедился министр, проехав по основным транспортным магистралям Великого Новгорода, где буквально кипит работа. Дорожники стараются освоить невиданные средства, уплотняя график и прихватывая выходные дни. Оценив ситуацию, Игорь Левитин пообещал: к юбилею города все свои обязательства перед Великим Новгородом Минтранс выполнит, выделив в следующем году на областные дороги 500 млн рублей (что позволит завершить строительство кольцевой дороги вокруг Великого Новгорода и вывести из него транзитный грузовой транспорт), а также 1,5 млрд рублей – на федеральные дороги на въезде в город.

О состоянии межобластных дорог, как ни странно, заговорили не новгородские власти или дорожники, а представители федерального дорожного ведомства. Здесь, в Новгороде, министр услышал новость, что из Пскова в Новгород невозможно доехать – настолько разбита дорога. Цена вопроса – 1 млрд рублей. И министр, как волшебник, пообещал миллиард найти и дорогу восстановить. Левитин ссылался на тот факт, что эта межобластная дорога еще и транспортный коридор в страны Балтии, а транспортный поток, минуя бездорожье, направляется через Петербург.

Нынешним летом в области рухнул мост. К счастью, все обошлось без человеческих жертв. Но ЧП заставило специалистов «Новгородавтодора» провести ревизию всех 473 мостов региона. 75 из них оказались в неудовлетворительном состоянии, 11 – в аварийном. Чтобы восстановить все мосты, по оценкам специалистов, требуется 4,5 млрд рублей. Но даже несмотря на то, что доходы регионального бюджета в 2008 году выросли почти на 60%, на мосты смогли выделить только 50 млн рублей, поэтому губернатор Сергей Митин откровенно сказал: без федеральной поддержки регион не справится с этой проблемой. Министр поддержку пообещал, но к конкретному ответу был не готов. Поэтому пока можно утверждать только одно: третий мост стоимостью 5 млрд рублей будет возведен в Великом Новгороде к юбилею.

Шел разговор и о речном транспорте. Еще каких-нибудь 20 лет назад по Волхову перевозили до 5,5 млн тонн грузов, использовался и речной пассажирский транспорт. Теперь грузооборот упал до 1,2 млн тонн, и у берегов Великого Новгорода в летние месяцы курсируют только небольшие прогулочные суда. Водная артерия, соединяющая Великий Новгород с Петербургом, Москвой и странами Скандинавии, никак не используется, хотя древний город ежегодно посещают 160 тыс. туристов, и поток этот прирастает на 10% в год. А объемы перевозки леса, нерудных и строительных материалов, минеральных удобрений сегодня превышают 5-7 млн тонн. Но камень преткновения на водном пути – очень дорогостоящие дноуглубительные работы. Как сказал Игорь Левитин, есть и другой способ решения этой задачи: «В России 50% внутренних водных путей не соответствуют нормам дноуглубительных технологий. Специалисты и ученые дали нам экспертное предложение: не тратить ежегодно колоссальные деньги на дноуглубительные работы, а изменить форму флота – сделать его „мелкосидящим”, на 2,5 метра глубины, но крупнотоннажным». Великому Новгороду, учитывая огромный туристический поток, ожидаемый в следующем году, и остроту ситуации на автомагистралях города, средства для восстановления судоходства на Волхове министерство найдет.

Левитин также пообещал провести переговоры с Минобороны РФ, чтобы ускорить строительство аэродрома двойного базирования близ областного центра. «Город очень много теряет, не располагая таким современным видом транспорта, – сказал министр. – И это видно даже по логистике доставки сюда туристов. Думаю, убедить Минобороны удастся, ведь аэропорт – это рабочие места для военных летчиков, уходящих в запас, и их семей». Решение военного ведомства страны принято в 2006 году, но средств, достаточных для удлинения взлетно-посадочной полосы на 500 метров, в нужном объеме так и не выделено. И это не позволяет Министерству транспорта профинансировать приобретение светосигнального оборудования и системы управления воздушным сообщением, хотя средства для этих целей в бюджете есть. Регион же, заверил Сергей Митин, готов взять на себя расходы по строительству пассажирского терминала.