Не сошлись характерами

Денис Квасов
20 октября 2008, 13:20

Генеральным спонсором прошедшей на прошлой неделе в Тольятти выставки «Автопром. Автокомпоненты» (также как и в прошлом году) стала международная компания Magna International. Однако как сильно изменилась ситуация за прошедшие 12 месяцев! Если год назад презентация Magna действительно стала центральным событием выставки, а участники мероприятия разве что в очередь не выстраивались, чтобы пообщаться с представителями компании, то в этом году презентацию фирмы посетили не больше 20 человек, а ее стенд, несмотря на расположение в самом центре зала, практически все время пустовал.

Начало деятельности Magna в России было оформлено пышно и пафосно. В конце 2006 года лидер отечественного автопрома АвтоВАЗ торжественно объявил, что партнером по разработке и постановке на производство нового автомобиля класса С станет именно эта компания. Не прошло и года, как восторги сменились натянутой миной и потупленными взорами. На московском автосалоне в прошлом году вице-президент АвтоВАЗа по техническому развитию Максим Нагайцев в довольно резких выражениях охарактеризовал работу Magna по проекту. «Никакого толку от нее не было», – отрезал специалист.

Впрочем, Йозеф Лампрехт, глава службы развития сети поставщиков Magna в России, судя по всему, сохраняет позитивные ожидания по развитию бизнеса концерна на российском рынке. По крайней мере, во время презентации акцентировалось внимание практически на тех же пунктах, что и год назад. Компания планирует развивать свой бизнес в трех основных автомобильных регионах России – Москве, Санкт-Петербурге и Поволжье. По словам тольятинского представителя Magna Алексея Пушкарева, у компании уже есть инженерный центр в столице и производственный филиал в Нижнем Новгороде. Magna планирует разместить в Калуге производство пластиковых автокомпонентов, а под Питером уже разрабатывается площадка для организации выпуска штампованных деталей кузова. Сейчас Magna работает над локализацией проекта ГАЗа «Волга Siber» и планирует развивать сотрудничество с другими автомобильными заводами.

Однако эксперты считают, что перспективы Magna не так безоблачны. Заместитель директора научно-исследовательского центра МИР Михаил Васильев говорит, что компания оказалась невостребованной в России. «Смотрите сами: АвтоВАЗ выбрал Renault, и понятно, что новые проекты будут осуществляться вместе с этой компанией. ГАЗ не очень-то рассчитывает на проект Siber, для них основное – коммерческий транспорт, а там Magna им не нужна. По сути, компания осталась не у дел», – размышляет эксперт. Кстати, президент АвтоВАЗа Борис Алешин заявил на днях, что «Проект С» на 40% унифицирован с автомобилями Renault и будет оснащаться французскими комплектующими, в том числе силовым агрегатом и трансмиссией. Похоже, что Magna в этом проекте действительно участвовать не будет. «Мы прекрасно понимаем, что главный интерес Magna – поставки своих комплектующих на наше производство, они хотят стать поставщиками автомобиля С-класса, но сейчас все это в процессе отбора, и пока рано говорить о том, кто и что нам будет поставлять в рамках этого проекта. Что же касается дизайна и инжиниринга, то „Проект С” – полностью разработка НТЦ ВАЗа, Magna тут ни при чем», – заявил корреспонденту «Эксперта Online» заместитель главного конструктора тольяттинского автогиганта Сергей Курдюк.

Что касается сотрудничества Magna с группой ГАЗ, то обе стороны подтверждают продолжение проектов, несмотря на недавний выход Олега Дерипаски из акционерного капитала Magna. Впрочем, отвечая на вопрос о перспективах сотрудничества в рамках проекта «Волга Siber», Йозеф Лампрехт особо подчеркнул важность объемов производства для рентабельности проведения локализации. Учитывая, что планы по выпуску новой «Волги» не превышают 60 тыс. в год, перспективы Magna становятся еще более сомнительными.

Как выяснилось в ходе презентации, Magna может несколько изменить свой статус на российском рынке. Йозеф Лампрехт назвал еще одним перспективным направлением деятельности контрактную сборку автомобилей. То есть компания может стать очередным автосборочным игроком и вступить в конкуренцию с отечественными автозаводами, вместо того чтобы способствовать развитию автокомпонентного бизнеса России, о чем говорилось изначально. Такие метания компании явно свидетельтвуют о том, что она не смогла найти свое место на автомобильном рынке нашей страны, а неготовность руководства Magna переносить в Россию высокотехнологичные производства (пластиковые элементы и штамповка деталей кузова – не в счет) разочаровала потенциальных партнеров из сферы автокомпонентного бизнеса.