Покупатель нашелся

6 октября 2008, 12:07

Основной поставщик подвижного состава на железные дороги России – ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), недавно объявивший о срыве сделки по продаже своего крупного пакета канадскому концерну Bombardier, недолго оставался без потенциального стратега. Сегодня ТМХ сообщил, что его блокпакет может достаться французской Alstom Transport.

Как говорится в сообщении ТМХ, подписание «меморандума о взаимопонимании по вопросам стратегического партнерства» предполагает техническое взаимодействие между компаниями, а также дает возможность Alstom после проведения аудита (due diligence) приобрести 25% плюс одну акцию «Трансмашхолдинга». Кроме того, ТМХ и Alstom приняли решение создать совместное предприятие по разработке и производству двухэтажных вагонов. Доля российской компании в этом проекте, получившем название TMH-Alstom DV, составит 51%, оставшиеся 49% будут принадлежать французам. СП создается с целью участия в тендере на поставку 1 210 двухэтажных пассажирских вагонов, который в октябре текущего года проведет ОАО РЖД. Правда, Alstom еще в мае прошла предварительный отбор, проведенный монополией, и была выбрана «Трансмашхолдингом» в качестве технологического партнера по данному проекту. Подвижной состав, подобный тому, который планирует выпускать совместное предприятие TMH-Alstom DV, в России никогда раньше не производился. СП планирует выпускать двухэтажные вагоны, предназначенные для эксплуатации на скорости до 160 км/ч, на маршрутах с большой протяженностью, таких как, Москва–Сочи, Москва–Санкт-Петербург. Для создания комфортных условий для пассажиров вагоны будут оборудованы всем необходимым – спальными местами, душем, рестораном и т. д. В случае победы TMH-Alstom DV в тендере производство новой техники будет создано на Тверском вагоностроительном заводе. А в будущем ТМХ и Alstom планируют создать совместную базовую платформу для производства грузовых и пассажирских локомотивов (как электровозов, так и тепловозов), которая будет адаптирована под стандарты РЖД. Потенциальный рынок локомотивов в России до 2030 года оценивается в 1 000 единиц ежегодно.

Alstom вышла на российский рынок в сентябре 2007 года, подписав договор с компанией Karelian Trains (совместное предприятие РЖД и финского оператора железнодорожных перевозок VR) на поставку высокоскоростных подвесных поездов Pendolino, которые свяжут Санкт-Петербург и Хельсинки в 2010 году. Французский концерн проявлял интерес и к ТМХ и даже проводил регулярные консультации с РЖД, которые владеют блокпакетом холдинга. Видимо, процесс активизировался после того, как в конце сентября канадский машиностроительный концерн Bombardier приостановил переговоры о приобретении доли в ТМХ. Как объяснял тогда президент РЖД Владимир Якунин, канадцы не ожидали, что этот актив будет стоить так дорого. Ранее Ernst & Young оценивала ТМХ в 2,9 млрд долларов, причем в эту сумму не входила стоимость Тверского вагоностроительного завода, в котором «Трансмашхолдинг» и РЖД владеют контрольным пакетом акций. С учетом перспектив развития холдинга справедливая оценка активов ТМХ приближалась к 3,5-4 млрд долларов. Видимо, эта стоимость и отпугнула канадских инвесторов.

Еще в конце 2007 года, когда вопрос об иностранном инвесторе в ТМХ встал на повестке дня, Владимир Якунин говорил, что основными претендентами на эту роль станут Bombardier, Siemens или Alstom. После остановки переговоров с канадцами стратегом стал французский концерн.

ТМХ – крупнейший в РФ производитель подвижного состава для железной дороги и метро. 100% акций компании принадлежат голландской The Breakers Investments BV, основными акционерами которой, по неофициальной информации, являются совладельцы «Кузбассразрезугля» Искандер Махмудов и Андрей Бокарев. Блокпакетом в этой компании владеют РЖД. Производства ТМХ размещаются в Санкт-Петербурге, Брянске, Пензе, Московской, Ростовской и Тверской областях, а также в Швейцарии. Также «Трансмашхолдингом» созданы СП с канадской Bombardier и немецким Siemens. Продажи компании в 2007 году достигли 66 млрд рублей.