По тормозам!

Сергей Сумленный
7 октября 2008, 19:15

Крупнейшие европейские автопроизводители объявили о серьезном сокращении объемов выпуска легковых автомобилей. Итоги года, однако, будут выглядеть достаточно радужно.

Второй раз за год европейский автопром вынужден сокращать объемы производства. Первая волна сокращений была вызвана падением спроса на автомобили вследствие роста цен на бензин. Так, весной в Германии цена на литр обычного бензина резко поднялась с прежних 1,4 до 1,6 евро, аналогичные повышения цен наблюдались и в других странах Евросоюза. Однако нынешнее падение спроса куда более фундаментально — и вызвано глобальным финансовым кризисом. Все меньше европейцев готовы купить себе новую машину — а те, кто готов сделать приобретение, часто не могут рассчитывать на получение доступного ранее дешевого кредита. В итоге один за другим ведущие производители автомобилей в Европе объявляют о сокращении объемов выпуска своей продукции. В результате целые автомобильные заводы на территории Европы вынуждены останавливаться на долгие недели.

«Автомобильная промышленность Германии все более сильно страдает от кризиса, развивающегося в мировой экономике. Сокращение производства и приведение его в соответствие со спросом — неизбежное следствие этой ситуации. На протяжении многих лет мы указывали на то, что, несмотря на то что ассортимент нашей продукции гораздо более широк, чем предложения других производителей, в то же время объемы продаж легковых автомобилей на таких важных рынках, как США и Западная Европа, и даже на немецком рынке, постепенно развиваются в невыгодную для нас сторону», — пояснил «Эксперту Online» пресс-секретарь Союза автомобильной промышленности Германии (VDA) Андреас Клаус.

Развитие ситуации в невыгодную сторону фактически означает остановку производственных конвейеров. Так, принадлежащая американскому концерну GM компания Opel объявила о временном закрытии двух своих заводов на территории Германии. Производство автомобилей прекращено на заводах в Бохуме (производство моделей Astra и Zafira) и Айзенахе (производство модели Corsa). «Это вызвано последствиями финансового кризиса. У людей на руках мало денег, и они не покупают автомобили», — заявили в пресс-службе компании. По данным, распространенным Opel, к концу года компания выпустит примерно на 40 тыс. автомобилей меньше, чем планировалось. Сокращение производства произойдет и на испанском заводе Opel в городе Сарагоса: здесь в течение ближайших 12 месяцев будет отменена ночная смена. Некоторые сокращения коснутся и заводов в Великобритании, где Opel производит свои машины под маркой Vauxhall.

«На различных заводах компенсация за пропущенные рабочими недели организована по-разному. Часто оплата частично финансируется из средств, накопленных рабочими за время сверхурочной работы», — поясняет «Эксперту Online» пресс-секретарь профсоюза работников металлообрабатывающей промышленности Йорг Кетер.

Между тем с невозможностью сохранения прежних объемов производства столкнулась в Германии и компания Ford. Завод Ford в немецком Саарлуи вынужден уволить более 200 сотрудников, а завод под Кельном сокращает производство, заявил пресс-секретарь Ford в Германии Бернд Майер. Между тем Майер не уточнил, на сколько именно единиц продукции будет сокращено производство Ford. Завод в Саарлуи производит автомобили моделей Focus, C-Max и Cougar.

Остановки производства коснулись и концерна Daimler, производящего автомобили под марками Mercedes, Smart и Maybach. Крупнейший завод Daimler на территории Германии, находящийся под Штутгартом в городе Зиндельфинген, остановит производство зимой на неделю раньше, чем предполагалось: уже сейчас ясно, что рабочие выйдут на рождественские каникулы 17 декабря. Дата окончания каникул не определена, но возможно, они продлялся до 18 января 2009 года. В июле этого года Daimler уже объявлял об уменьшении годового производства автомобилей на 45 тыс. единиц. Теперь предполагается новое сокращение — еще на 35 тыс. Заводы Daimler на территории США также уменьшат выпуск авто. Специализирующемуся на автомобилях класса люкс Daimler совершенно не удается находить рынки сбыта для своей продукции: единственной моделью, чей объем продаж вырос за последний год, стал Mercedes C-Klasse. Общий объем падения продаж концерна по сравнению с 2007 годом, когда было продано 1,29 млн автомобилей, составил 16%. «Мы не можем поменять ситуацию на рынке. Единственное, что мы можем сделать, — это привести объем нашей продукции в соответствие со спросом», — признал глава совета директоров Daimler Дитер Цече. «Нашей основной целью является поддержание производства на минимальном уровне», — пояснил пресс-секретарь Daimler Флориан Мартенс. Тем не менее руководство Daimler полагает, что общий объем продаж по итогам 2008 года все-таки превысит планку в 1,3 млн автомобилей. Очевидно, такой прирост будет достигнут введением существенных скидок: концерн понизил прогноз оперативной прибыли в 2008 году с 7,7 млрд до 7 млрд евро. Впрочем, существенные скидки предлагают на европейских рынках и другие производители. Так, входящая в концерн GM Chevrolet предлагает европейским покупателям свой внедорожник Captiva со скидкой 30% — за 22,4 тыс. евро — так что ценовая конкуренция на европейском рынке будет усиливаться.

В Чехии производство сокращает и компания Skoda, входящая в концерн Volkswagen и поставляющая 12% выручки концерна. По данным, распространенным Skoda, производство в октябре будет остановлено на неделю. Это уже вторая остановка в течение этого года: в августе заводы Skoda уже вставали на одну неделю. Тем не менее, по заверениям пресс-секретаря компании Ярослава Черны, Skoda все равно полагает, что к концу года объем выпуска автомобилей превысит 700 тыс. единиц, что станет новым рекордом Skoda (в прошлом году Skoda произвела 632 тыс. автомобилей, в позапрошлом — 550 тыс.).

Пока что единственным немецким автоконцерном, объявившим об отсутствии планов по сокращению производства, остается Porsche. По заявлению пресс-секретаря Porsche Альбрехта Бамлера, на заводах компании в Штутгарте и Лейпциге конвейеры работают с полной загрузкой. «Тем не менее мы держим руку на пульсе», — уточнил Бамлер.

Между тем даже преодоление кризиса не будет означать автоматического восстановления спроса на легковые машины в полном объеме. По мнению Андреаса Клауса из VDA, снижение спроса вызвано еще одной причиной. «В данный момент причины этого лежат не только в беспокойстве потребителей, вызванном тяжелой ситуацией на финансовых рынках, но и в неуверенности потребителей в том, как именно будет выглядеть политика в отношении личных передвижений в будущем. Например, Германия уже два года подряд затягивает с принятием обещанной реформы налога на транспортные средства и с ориентацией его на объемы выхлопа углекислого газа», — объясняет Клаус.

Представители профсоюза металлообрабатывающей промышленности настроены чуть более оптимистично, хотя и признают сложность ситуации. «Мы пристально следим за происходящим. В настоящее время сокращения производства все еще остаются в Германии единичными фактами. Дискуссии ведутся вокруг Opel и Daimler, однако пока что нельзя делать каких-то точных прогнозов о развитии ситуации», — заявил Йорг Кетер.