Пути модернизации

1 ноября 2008, 15:01

В рамках встречи глав правительств России и Казахстана в Астане состоялось подписание меморандумов между АО «НК Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) и российскими машиностроительными компаниями по созданию совместных сборочных предприятий. «Сейчас мы вышли на конкретные  договоренности по двум проектам: с ЗАО „Трансмашхолдинг” по производству пассажирских вагонов и электровозов. По производству грузовых вагонов – с ЗАО ИСТ еще не определились с выбором площадки», – пояснил президент КТЖ Аскар Мамин.

Почти три года назад «Трансмашхолдинг» одновременно с «Дженерал электрик» пытался выйти на казахстанский рынок, предложив построить сборочное производство локомотивов. После продолжительных раздумий Астана нашла компромисс, предложив конкурентам разные ниши. Американцам достались тяжелые тепловозы, завод по сборке которых уже строится в столице. Россияне должны были наладить выпуск электровозов, но пока их производство так и не началось. Хотя потребность Казахстана огромная – локомотивный парк изношен на 75%, требуется заменить более тысячи локомотивов.

Сейчас уже определены площадки и сроки реализации проектов. По словам президента компании «Трансмашхолдинг» Андрея Бокарева, к 2010 году будет открыто новое производство в Атбасаре на базе завода по ремонту локомотивов. На нем планируется собирать по 150 электровозов одного вида из нового модельного ряда, разработанного российскими машиностроителями. Также к 2010 году планируется пустить завод по сборке пассажирских вагонов мощностью до 100 единиц в год (при потребности Казахстана около 3000 вагонов). Завод будет строиться на базе Алматинского вагоноремонтного завода. «Первичные моменты, связанные с пробной, экспериментальной сборкой, будут осуществлены уже в 2009 году», – заметил Андрей Бокарев. Глава «Трансмашхолдинга» заявил, что стоимостные показатели проекта, а также доли сторон должны быть уточнены в течение ноября-декабря.

Менее определенная ситуация с заводом по сборке грузовых вагонов. ЗАО ИСТ продолжает выбор площадки между базами в Актобе, Экибастузе, Алматы. Общая стоимость проекта оценивается сторонами более чем в 200 млн долларов. Мощность первой очереди  вагоностроительного производства – 2500 единиц в год, с последующим увеличением до 5000 вагонов (при потребности Казахстана в различных видах грузовых вагонов около 30 000 единиц). Причем на новом заводе будут выпускаться полувагоны, вагоны-хопперы, платформы-контейнеровозы. Предполагается, что завод будет собирать вагонные тележки и грузовые вагоны нового поколения из комплектующих с Тихвинского вагоностроительного завода.