Добро пожаловать в рецессию

13 ноября 2008, 17:26

Немецкая экономика вошла в период рецессии: впервые за последние пять лет экономисты фиксируют падение ВВП два квартала подряд – именно это условие является формальным показателем экономической рецессии. Падение ВВП ФРГ в III квартале составило 0,5% по сравнению со II кварталом, в котором, в свою очередь, падение по отношению к I кварталу 2008 года составляло 0,4%. Предыдущая рецессия в Германии была в 2000-2003 годах, тогда биржевой индекс DAX упал с 9 000 до 2 500 пунктов. Как и в прошлый раз, экономическое падение вызвано в первую очередь заокеанскими проблемами: в 2000-2003 годах спад был вызван крахом доткомов и терактами 11 сентября, сегодняшние же экономические проблемы Германии стали эхом кризиса на американском рынке ипотечного кредитования.

Между тем падение немецкой экономики пока что не выглядит катастрофически – по крайней мере по сравнению с экономиками других стран еврозоны, а также с экономикой США. Так, по оценкам ОЭСР, среднее падение ВВП в еврозоне в III квартале легко может составить 1%, что в два раза хуже немецких показателей. Падение же ВВП в США превысит, по оценкам ОЭСР, 2,8%.

Падение экономической активности происходит, несмотря на попытки Европейского центрального банка (ЕЦБ) снизить стоимость кредитов. Так, в октябре ЕЦБ снизил ставку рефинансирования с 4,25% до 3,75%, а в начале ноября понизил ее еще на 50 пунктов, доведя до 3,25% (для сравнения – нынешняя ставка рефинансирования в США составляет 1,0%).

Но на 2009 год экономисты рисуют весьма мрачные прогнозы. Экономика Германии, ориентированная на экспорт товаров – в первую очередь автомобильной, машиностроительной и химической промышленности, крайне зависит от мировой экономической конъюнктуры. В прошлом году объем экспорта Германии превысил 1 трлн евро, что сделало Германию самым активным мировым экспортером. В ближайшем году, по оценкам экономистов, падение экспорта может составить не менее 6%, а по некоторым особо чувствительным отраслям – превысить 20-30%. Немецкие автомобилестроители уже заявили о массовом сокращении своего производства – вслед за последними «тучными годами», когда производство автомобилей росло невиданными темпами, ведущие автоконцерны отправляют своих рабочих на вынужденные каникулы. О временных остановках конвейеров уже заявили такие компании, как Daimler, BMW, Volkswagen и Opel. Немецкие концерны также сворачивают свое присутствие и за рубежом: о закрытии двух заводов по производству грузовиков на территории США и Канады заявил концерн Daimler. Немецкий почтовый гигант Deutsche Post объявил, что уволит до начала 2009 года 19 тыс. своих американских сотрудников, полностью прекратив оказывать услуги по экспресс-доставке DHL внутри территории США.

Чтобы оживить конъюнктуру, правительство Германии приняло решение о создании специального фонда поддержки реальной экономики. Фонд должен быть создан по подобию уже работающего фонда поддержки финансовой отрасли. Напомним, что в октябре правительство Германии создало фонд объемом 500 млрд евро для выкупа кризисных банков, а также для предоставления гарантий по долгам банков. Теперь правительство ФРГ создает фонд первоначальным объемом 12 млрд евро, из которого планируется субсидировать особо пострадавшие от кризиса отрасли. Так, для стимулирования автомобильной промышленности предполагается с помощью средств фонда освободить покупателей новых автомобилей от уплаты транспортного налога. Субсидии должны получить также компании, занимающиеся капитальным ремонтом зданий – в том случае, если после ремонта здание будет потреблять меньше энергии. Первоначальные планы о создании фонда поддержки конъюнктуры предполагали выделение в фонд не менее 25 млрд евро.