Министр оптимизма

Василий Авченко
14 ноября 2008, 13:57

Новый министр регионального развития Виктор Басаргин, не откладывая в долгий ящик, занялся одной из самых сложных проблем, стоящих перед Минрегионом, – ходом подготовки Владивостока к саммиту АТЭС.

Главой ведомства Басаргин, до того замполпреда президента в Уральском федеральном округе, работает ровно месяц. Сегодня он прибыл с двухдневной рабочей поездкой во Владивосток, чтобы оценить реализацию одного из федеральных мегапроектов – ход подготовки города к проведению саммита АТЭС-2012. Неизвестно, побывает ли министр на мысе Басаргина во Владивостоке – известной здешней достопримечательности, названной в честь исследователя Дальнего Востока в XIX веке Владимира Басаргина. Но можно с уверенностью предположить, что для себя он сделает в Приморье не меньше открытий, чем его знаменитый однофамилец.

Предшественник Басаргина на посту главы Минрегиона Дмитрий Козак не раз в последнее время бывал во Владивостоке и даже грозил приравнять каждый потраченный не по назначению рубль к «мародерству». В октябре Козака повысили до вице-премьера, определив его главной должностной обязанностью кураторство подготовки Олимпиады-2014 в Сочи. У саммита АТЭС такого специального вице-премьера (равно как и специального федерального закона, принятого ради Олимпиады) нет. Но АТЭС-2012, как не раз заявляли высшие должностные лица государства, для страны не менее важен, чем Сочи-2014. И уж точно не менее сложен, учитывая количество и уровень инфраструктурных объектов, которые предстоит построить в тихоокеанской столице России в ближайшие неполные четыре года. Как неоднократно сообщал «Эксперт Online», это прежде всего высоководные мосты через бухту Золотой Рог во Владивостоке и от Владивостока на остров Русский, где и планируется провести саммит, реконструкция международного аэропорта, прокладка новых автодорог, возведение комплекса зданий на Русском (которые в будущем планируется передать под Тихоокеанский научно-образовательный центр в составе федерального университета и академгородка ДВО РАН) и т. д.

Незадолго до первого приезда «регионального» министра во Владивосток стало известно о новых проблемах (впрочем, стандартных для мегапроектов), связанных с расселением жильцов тех домов, которые подлежат сносу в связи со строительством мостов и других объектов саммита. Так, жители пятиэтажного многоквартирного дома в бухте Аякс на острове Русском даже направили открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину (на два адреса – для верности, как говорится) с просьбой внимательнее подойти к их проблемам и принять федеральный закон о подготовке к саммиту. Некоторые из них не захотели, как им предложили, переселяться на материковую часть Владивостока и попросили взамен идущего под снос построить новый дом в том же районе милого их сердцу острова. Пришлось руководству администрации Владивостока и ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» спешно отправляться на Русский и искать пути к компромиссу – ведь средств на строительство нового дома в бюджете саммита не предусмотрено.

Вероятно, эти и подобные вопросы будут подняты на совещании, которое Виктор Басаргин намерен провести во Владивостоке завтра. Но своего рода разминка началась уже сегодня. Когда кортеж министра в сопровождении губернатора Приморья Сергея Дарькина и других официальных лиц прибыл на место строительства моста через Золотой Рог, двое жителей расположенного неподалеку дома по улице Некрасовской, 36-а забаррикадировали единственный выезд со стройплощадки собственными автомобилями. Как выяснилось, ранее их дом числился в списке подлежащих сносу и расселению за счет бюджета, однако позже из этого перечня почему-то исчез. Между тем круглосуточное строительство моста, включающее прокладку в скальном грунте открытым способом тоннеля (что неизбежно предполагает взрывные работы), не дает жителям этого дома спокойно спать. Постоянные шум, вибрация и грохот поставили их на грань нервного срыва. Решительно настроенные Дмитрий и Юрий пообещали не убирать автомобили, пока высокий гость не рассмотрит их вопрос. Впрочем, обошлось без скандала: настырные «некрасовцы» сумели подойти к министру и губернатору и рассказать им о своем насущном. Мэр Владивостока Игорь Пушкарев даже взял у «ходоков» номер телефона (своего, правда, взамен не сообщив), и те, окрыленные надеждами, не стали чинить препятствий кортежу, который направился к 37-му причалу в бухте Золотой Рог, где строится один из мостовых пилонов высотой 226 метров.

Стоит отметить, что начался сегодняшний визит Виктора Басаргина во Владивосток не с осмотра стройплощадки моста через Золотой Рог, а с закрытого совещания в аэропорту непосредственно по прибытии. Дело в том, что к саммиту АТЭС аэропорт Владивосток, расположенный в близлежащем городе Артеме, предстоит практически построить заново: обустроить новую взлетно-посадочную полосу для широкофюзеляжных лайнеров, возвести международный терминал пропускной способностью 1,5 тыс. пассажиров в час и многое другое. Указом президента от 31 октября этого года контрольный пакет акций владивостокского аэропорта, находящийся в федеральной собственности, был передан подмосковному аэропорту Шереметьево. Как выяснилось по окончании совещания, сейчас компания «Дальаэропроект» разрабатывает проект реконструкции взлетно-посадочных полос, обустройства новых стояночных мест для широкофюзеляжных самолетов, рулежных дорожек и прочих объектов. По словам Сергея Дарькина, проектировщики планируют завершить разработку проекта уже в декабре этого года. «Здесь будут использоваться самые современные технологии. Модернизация позволит значительно увеличить пропускную способность аэропорта», – заверил губернатор.

После совещания в аэропорту и осмотра места строительства моста через Золотой Рог Басаргин морем направился на остров Русский, отделенный от Владивостока проливом Босфор-Восточный. Строительство к нему моста уже ведется, а на самом острове (если точнее – на его части, полуострове Саперном) разворачиваются работы по возведению объектов саммита АТЭС – конгресс-центра, гостиниц и т. д. Настоящий строительный бум ждет остров весной следующего года. Понятно, что кроме проблем с доставкой стройматериалов головной болью местных росстроевцев является проблема кадров. На днях новый начальник УВД Приморского края генерал-майор Андрей Николаев, прибывший во Владивосток из Санкт-Петербурга немногим более месяца назад, уже предложил не изобретать велосипед и задействовать на этих стройках «подучетный элемент» – условно осужденных и освободившихся из мест лишения свободы. «Планируются большие поставки рабочей силы из Кореи и Китая – я противник этого. Я призываю обратить внимание на проблемы занятости нашего коренного населения. Надо сначала своих задействовать, – считает Николаев. – Я уже говорил руководству Росстроя: да, вы построите прекрасные здания, университеты на несколько тысяч студентов, в том числе иностранных. Но вся голытьба из приморской глубинки к саммиту все пропьет, все съест, всех ограбит. Им нечем будет заниматься, и они потянутся поближе к Владивостоку. Будут ходить в лучшем случае с протянутой рукой, а в худшем – с фомкой: ломать двери квартир, бить по голове». И это не преувеличение: не далее чем во вторник после нападения неизвестных угодил в реанимацию военный прокурор Владивостокского гарнизона Олег Демин, а в среду в другом районе Владивостока был избит и ограблен главный раввин Приморского края гражданин США Исроэль Зильберштейн.

Впрочем, с точки зрения большой политики едва ли стоит тревожить общественность подобными прогнозами. «Развитие Дальнего Востока остается приоритетом российской политики. Все запланированные к строительству объекты саммита во Владивостоке будут финансироваться в полном объеме и в срок», – оптимистично заверил сегодня прессу Виктор Басаргин. Остается только догадываться, какие оценки и выводы прозвучат завтра на итоговом совещании, которое глава Минрегиона проведет во Владивостоке. Если все действительно так замечательно, почему же оно будет закрытым?