Лимит для Х5

14 ноября 2008, 11:09

Крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания X5 Retail Group открыла в ВТБ кредитную линию в размере 7 млрд рублей сроком на полтора года. Полученные средства компания планирует направить на пополнение оборотных средств. Об этом сегодня сообщили пресс-службы ритейлера и банка. Ставка кредитования не раскрывается, но ранее руководство Х5 заявляло, что рассчитывает на «значительно меньше 15%».

Х5 стала четвертой розничной сетью, получившей финансирование в рамках правительственной программы по поддержке ритейлеров. Правительство РФ в октябре рекомендовало ВТБ и Сбербанку выделить крупнейшим розничным сетям страны кредиты на пополнение оборотных средств и рефинансирование долгов. Ритейлеры, бизнес которых, как правило, характеризуется высокой долговой нагрузкой, столкнулись с проблемами в рефинансировании на фоне мирового кредитного кризиса. По оценкам самих компаний, для пополнения оборотного капитала и рефинансирования долгов им в совокупности необходимо около 2 млрд долларов. Проблемы у ритейлеров приводят к коллапсу деятельности производителей и дистрибуторов. К примеру, по данным игроков рынка, чтобы погасить облигационный заем в объеме 1,5 млрд рублей, крупнейшая в Сибири торговая сеть «Холидей классик» стала серьезно задерживать сроки оплаты поставщикам продукции. И такие примеры не единичны.

«Мосмарту» удалось договориться со Сбербанком примерно на 1,5 млрд рублей. В конце октября ВТБ выделил первый транш 300 млн рублей группе компаний «Магнит», в начале ноября перевел ей еще 200 млн рублей, а общий запланированный объем средств этой компании составит не менее 2,5 млрд рублей. Ставка по кредиту, по сведениям источников на рынке, составляет менее 15%. В ноябре ВТБ также одобрил заявку ОАО «Седьмой континент» на кредит в размере 2,5 млрд рублей под 13-15% годовых и перевел компании первый транш в размере 500 млн рублей. Полученные средства ритейлер обещал направить на финансирование текущей операционной деятельности.

ВТБ сообщал ранее, что рассматривает заявки на финансирование совокупным объемом более 18 млрд рублей от предприятий торговли, в числе которых называл X5 Retail Group, «Седьмой континент», «Дикси», «Ленту», «Холидей классик», «Линию», «Копейку» и «Патэрсон». Сегодня банк подтвердил, что совокупный объем находящихся на рассмотрении в ВТБ заявок на финансирование от ведущих предприятий торговли уже превышает 30 млрд рублей.

X5 Retail Group NV – крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания. На 30 сентября текущего года управляет 1 027 магазинами в Москве и Санкт-Петербурге, других регионах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть компании включает в себя 794 магазина «Пятерочка» формата «мягкий дискаунтер», 191 супермаркет «Перекресток» и 42 гипермаркета. С мая 2005 года акции X5 котируются на LSE в виде глобальных депозитарных расписок. Чистая розничная выручка X5 за девять месяцев 2008 года превышает 6,4 млрд долларов. В условиях кризиса Х5 в октябре объявила о сокращении капитальных затрат на 30%, с 1,4 млрд до 1 млрд долларов. Компания заявила, что в текущем году откроет только пять-семь новых гипермаркетов вместо запланированных восьми-десяти, а рост чистой торговой площади составит не объявленные 140-160 тыс. кв. м, а 120 тыс. кв. м. Прогноз по выручке также был понижен с «более 40%» до «около 40%». Аналитики компании «Атон» отмечали, что оптимизация затрат в условиях кризиса должна обеспечить компании устойчивость на нестабильном рынке. «Сокращение планов по развитию гипермаркетов выглядит разумной мерой, поскольку данный формат требует высоких капвложений, и при всем том – имеет долгую самоокупаемость и относительно невысокую рентабельность. В рамках новой концепции развития компания также заявила о концентрации на проектах с быстрой окупаемостью, оптимизации расходов на персонал, постепенном сокращении краткосрочного долга и наращивании взаимодействия с ведущими российскими и иностранными банками», – отмечала аналитик «Атона» Ксения Аношина.