Аэропортовый ответ

19 ноября 2008, 16:57

Аэропорты Новосибирска и Челябинска (оба управляются компанией «Новапорт», входящей в структуру AEON Corporation московского предпринимателя Романа Троценко) подали иски в суды о взыскании с авиакомпании «Сибирь» долгов за наземное обслуживание. Примечательно, что вчера гендиректор «Сибири» Владислав Филев пожаловался ФАС России на необоснованно высокие цены на авиакеросин в региональных аэропортах. Аналитики расценивают эти события в связке – как продолжение торга между перевозчиками и аэропортами за оптимальную стоимость керосина.

Новосибирский аэропорт Толмачево подал иск в суд о взыскании с авиакомпании «Сибирь» (выполняющей полеты под торговой маркой S7) долга за наземное обслуживание в размере 102 млн рублей за три последних месяца. Как подчеркнули в пресс-службе аэропорта, «Сибирь» в данный момент является крупнейшим должником Толмачева. Пресс-секретарь аэропорта Ольга Кочетова сообщила «Интерфаксу», что в связи с задолженностью авиакомпании ее чартерные рейсы на Новый год и Рождество могут быть сдвинуты на два-три часа. «Более удобные слоты освобождены для тех перевозчиков, кто вовремя рассчитывается», – сказала она. Аналогичный иск подало в суд и Челябинское авиапредприятие (ЧАП), в состав которого входит аэропорт Челябинска. Ему «Сибирь» задолжала около 30 млн рублей, сообщил сегодня технический директор ЧАП Алексей Контиевский на заседании комитета по промышленности законодательного собрания Челябинской области. Иски о взыскании задолженности поданы и по другим компаниям, не оплатившим аэропортовое обслуживание, в том числе «Авиапраду» и «ВИМ-авиа», которые только в октябре были должны ЧАП 36,2 млн рублей.

Об исках стало известно на следующий день после того, как гендиректор «Сибири» Владислав Филев обратился с официальным письмом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой обратить внимание на необоснованно высокие цены на авиакеросин в региональных аэропортах. По словам Филева, в связи с падением мировых цен на нефть и на авиатопливо с августа текущего года наблюдается тенденция существенного снижения стоимости авиационного топлива за рубежом. Так, по данным Platts, цена на авиакеросин упала с 1 140,1 доллара за тонну до 704,8 доллара, или на 38%. Падают цены и в аэропортах московского авиаузла: в аэропорту Домодедово снижение цен за аналогичный период составило в среднем около 30% (около 20-21 тыс. за тонну). «Текущую цену все еще нельзя считать экономически обоснованной (в соответствии с расчетной формулой на основе мировой цены за вычетом экспортной пошлины и транспортных расходов), однако тенденция является позитивной», – отмечает Филев.

Но, сетует он, заметное снижение цен на топливо сегодня происходит лишь в Москве. В большинстве же региональных аэропортов, в том числе и крупных, цены на керосин практически не меняются. Так, например, в аэропорту города Новокузнецка стоимость топлива в августе составляла 34 220 рублей за тонну, а в ноябре опустилась всего лишь до 33 512 рублей (или на 2%, при этом цена топлива здесь почти на 60% выше, чем в столице). Упомянут в письме и Толмачево, где работает единственный поставщик ЗАО «Газпромнефть-аэро». По данным Филева, с 11 ноября стоимость топлива здесь составляет 24 500 рублей за тонну (до этого цена была на 3,5 тыс. рублей выше), что на 3 500-4 500 рублей за тонну выше, чем в аэропорту Домодедово (при том что производитель топлива находится в Омске), что обеспечивает прирост расходов в 500 рублей на каждого пассажира, вылетающего из Толмачева в Москву.

Динамика стоимости топлива по другим аэропортам, приведенная в письме Владислава Филева, также не вызывает оптимизма. По данным авиакомпании, поставщики в ряде аэропортов РФ за три месяца снизили стоимость керосина (заправка «в крыло») от 1% до 10%, средняя стоимость колеблется в районе 30 тыс. рублей за тонну. Наибольшее снижение по РФ – 20-21% – произошло на ТЗК в аэропортах Санкт-Петербурга, Омска и Екатеринбурга (в среднем 26-27 тыс. рублей за тонну). В аэропорту Челябинска падение цен с августа по ноябрь составило 10%, в текущем месяце тонна керосина стоит там 30 916 рублей. «Сегодня, в условиях кризиса ликвидности на финансовых рынках, намеренное значительное завышение топливными компаниями стоимости авиаГСМ создает реальную угрозу стабильности авиаперевозок – не только для авиакомпании „Сибирь”, но и для всех российских авиаперевозчиков», – заключил Филев. И попросил ФАС «принять соответствующие меры по стабилизации рынка». Кстати, вчера же авиакомпания «Сибирь» объявила финансовые итоги за девять месяцев 2008 года. По данным компании, ее выручка с января по сентябрь увеличилась на 44% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и составила 31,9 млрд рублей. Чистая прибыль выросла почти в два раза и составила 157 млн рублей. «Авиакомпания демонстрирует стабильный рост всех финансовых показателей, несмотря на повышение цен на авиатопливо в течение всего 2008 года. Это прежде всего связано с увеличением количества перевезенных авиапассажиров, оптимизацией маршрутной сети компании и планомерным выводом советских самолетов из авиапарка», – отметил заместитель генерального директора S7 Airlines по финансам и экономике Илья Александровский.

В Толмачеве (кстати, этот аэропорт является базовым для «Сибири») на письмо Филева внимание обратили сразу. И категорически опровергли прозвучавшую в нем информацию о стоимости авиатоплива, прямо заявив о намеренном искажении данных. За три дня до появления письма поставщики авиатоплива для Толмачева на 16% снизили стоимость авиакеросина для заправки воздушных судов – до 24 000 рублей за тонну (получается, что Филев «ошибся» всего на 500 рублей). «Особого внимания заслуживает сам факт упоминания ОАО „Аэропорт Толмачево” в письме господина Филева… Кому это надо? Именно такой вопрос возникает у всякого здравомыслящего человека, не профана в авиационной отрасли и легко ориентирующегося в российском бизнес-сообществе. Кому надо, чтобы в последнее время упоминание аэропорта Толмачево в федеральном медиапространстве стало не просто частым, а фактически тенденцией? Негативной, правда, тенденцией», – говорится в пресс-релизе аэропорта.