Денег не дали

21 ноября 2008, 09:20

Конгресс США отложил рассмотрение плана по предоставлению финансовой помощи «большой тройке» крупнейших автопроизводителей, сообщает Associated Press. Напомним, что план предполагал выделение 25 млрд долларов концернам General Motors, Ford Motor и Chrysler, однако конгрессмены от Демократической партии настояли на том, что вопрос о помощи должен быть рассмотрен только после предоставления корпорациями более конкретного плана действий.

«Пока нет плана, не может быть и денег», – отметила спикер Палаты представителей Нэнси Пелози. По словам лидера демократического большинства в сенате Гарри Рида, автопроизводители не смогли убедить конгрессменов в том, что «оказанная помощь станет последней». Новый план должен быть подготовлен к 2 декабря.

Напомним, 7 ноября руководство автогигантов обратилось к правительству США с просьбой выделить 50 млрд долларов, однако позднее сумма была сокращена вдвое. При этом средства должны были поделить между компаниями следующим образом: General Motors – 10-12 млрд долларов, Ford – 8 млрд и Chrysler – 7 млрд.

За последнее время «тройка» потеряла миллиарды долларов, а акции General Motors и вовсе откатились на 62-летний минимум. Глава концерна Рик Вагонер заявил, что компании может не хватить денег и до конца текущего года. «Это касается не только Детройта, речь идет о спасении всей экономики США от катастрофы. Автомобильной индустрии необходимо помочь выдержать текущий финансовый кризис. Это позволит избежать экономической разрухи», – комментирует Вагонер перспективы банкротства его компании. С ним согласны и руководители Ford и Chrysler. Разорение автопроизводителей скажется на поставщиках, а также на пенсионных фондах, не говоря уже о простых сотрудниках заводов, которым грозит увольнение.

Интересно, что, по мнению американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Гэри Беккер, банкротство может пойти компаниям только на пользу. Ближе всех к этому шагу General Motors, у Ford Motor Corp. дела идут ненамного лучше. Это позволит автогигантам избавиться от трудовых контрактов, заключенных в годы процветания, а потому определяющих многомиллиардные обязательства работодателя перед своими сотрудниками. Объявление компании банкротом вовсе не означает ее полную ликвидацию, но при грамотном управлении позволяет избавиться от «лишних» активов. «Банкротство позволит GM и Ford стать более конкурентоспособными, избавившись от значительной части трудовых контрактов с UAW (один из наиболее влиятельных профсоюзов в США)», – говорится в сообщении Беккера. Кроме того, банкротство позволит обновить управленческий состав обеих компаний, что также позитивно скажется на их дальнейшей судьбе. А правительственное финансирование в данном случае только отложит необходимую, как показал кризис, реструктуризацию компании.

Того же мнения придерживается и прежний губернатор штата Массачусетс, республиканец Мит Румни. «Детройт нуждается в перевороте, а не в чеке», – приводит слова Румни DFP. По его мнению, единственный путь качественного переворота пролегает через «управляемое» банкротство.