Кто усмирит Черного Роджера?

Москва, 24.11.2008
Усилия мировых держав по борьбе с сомалийским пиратством пока не приносят успеха. С каждым днем пираты становятся все наглее и захватывают новые суда.

В

начале XXI века сомалийские пираты стали общемировой проблемой. Дестабилизируя обстановку в Аденском заливе, через который идет, по некоторым данным, до трети всей добытой в мире нефти и 98% азиатских товаров для Европы, пираты представляют серьезную угрозу для мировой торговли.

Причиной разгула пиратства является прежде всего слабость центральных властей Сомали. Страна с начала 90-х годов прошлого века находится в состоянии перманентной гражданской войны «всех против всех». Вхождение эфиопских войск в 2006 году «по приглашению официальных властей» лишь еще сильнее дестабилизировало обстановку в стране. В такой ситуации центральные власти не в состоянии поддерживать какой-либо порядок в прибрежных деревушках, которые быстро превратились в пиратские логова.

Отчасти в появлении пиратства виновато и международное сообщество. Пользуясь беспорядком в Сомали, иностранные рыболовецкие суда занимались стихийным рыболовством в сомалийских водах, а некоторые компании хоронили там токсичные отходы. Это повлекло за собой резкое уменьшение запасов рыбы в водах Сомали и лишило местных жителей источника пропитания. «Раньше я был честным рыбаком. Однако траулеры со всего мира опустошили наши рыбные запасы, и я должен был найти способ выживания», — признается Хассан, лидер одной из сомалийских пиратских шаек.

Вряд ли сегодня бывшие рыбаки жалеют о сделанном выборе. По некоторым данным, за прошлый год они получили 150 млн долларов в качестве выкупа за захваченные корабли. На эти деньги они оплачивают новое оружие и быстроходные лодки, строят себе дома, заводят новых жен и даже покупают лояльность местного населения. По словам представителей пиратов, часть выкупа распределяется среди бедных семей, которые оказались беженцами «после эфиопского вторжения».

Пока мировое сообщество не нашло эффективного решения проблемы пиратства у Африканского Рона. На сегодняшний день в Аденском заливе действуют корабли Пятого флота США, фрегат военно-морских сил Индии и три корабля Малайзии, семь судов НАТО, а также российский сторожевой корабль «Неустрашимый». Однако эти сравнительное небольшие силы не способны эффективно бороться с пиратством: ведь ежедневно через Аденский залив проходят 240–250 торговых судов — и в среднем каждое десятое из них подвергается нападению пиратских моторных лодок. Ряд судовладельческих компаний уже приняли решение прекратить судоходство через Аденский залив и направить свои корабли в обход Африки через мыс Доброй Надежды. Но это не является решением проблемы. Прежде всего потому, что увеличивает себестоимость товаров, что недопустимо в условиях мирового финансового кризиса. Кроме того, увеличение длины пути при ограниченном количестве кораблей торгового флота вызывает уменьшение числа перевозимых товаров и, как следствие, дефицит на рынках.

По оценкам экспертов, если пиратство в Аденском заливе срочно не остановить, то опьяненные безнаказанностью корсары будут предпринимать и более дерзкие акции. Например, до сих пор они еще не захватили ни одного контейнеровоза, перевозящего на своем борту машины и бытовую технику на сотни миллионов долларов. Захват одного такого корабля даст им выручку, сравнимую с совокупной суммой выкупа за все захваченные ранее корабли. Им будет достаточно отконвоировать это судно к побережью Йемена, где его быстро разгрузят местные контрабандисты, которые потом продадут всю технику и автомобили в Иран.

Пираты не жадные

Пока очередь до контейнеровозов не дошла, однако пираты уже нашли другие весьма недешевые цели. На прошлой неделе сомалийцы захватили свой самый большой куш — саудовский супертанкер Sirius Star с 2 млн баррелей нефти на борту. Только груз корабля оценивается более чем в 100 млн долларов. Само же судно стоит еще 150 млн. Но пираты оказались не столь жадными.

Поначалу они дали компании-владельцу судна десять дней на выплату выкупа за судно, груз и экипаж в размере «всего лишь» 25 млн долларов. Впрочем, и эта цена не стала окончательной. В лучших традициях восточных базаров вчера пираты снизили сумму выкупа до 15 млн (по некоторым источникам, даже до 12 млн). По утверждению представителя захватчиков, дальше уступать просто некуда, поскольку пираты «понесли большие расходы по захвату судна… Только за получение информации было заплачено полмиллиона долларов, плюс расходы на людей, которые угоняют суда». Столь неслыханную щедрость пираты объясняют тем, что они «питают любовь к Саудовской Аравии, поскольку это мусульманская страна».

Такая щедрость пиратов объясняется, скорее всего, активными действиями руководства Саудовской Аравии, для которой сохранность нефтяных супертанкеров является вопросом ее национальной безопасности. Сразу же после захвата танкера министр иностранных дел королевства принц Сауд аль-Фейсал на встрече с норвежским визави заявил, что саудовские военные корабли намерены присоединиться к международным силам, патрулирующим Аденский залив. Он добавил, что возможности переговорного процесса с пиратами исчерпаны и единственным вариантом решения проблемы пиратства в водах Аденского залива является применение силы.

Кроме того, для давления на пиратов власти королевства, скорее всего, использовали свои связи с исламистскими организациями внутри Сомали. По свидетельству очевидцев, в порт Харардере, куда пираты привели супертанкер, прибыли несколько автомобилей с исламистами из организации «Аш-Шабаб» (наследница Союза шариатских судов, которые правили Сомали до вторжения эфиопов). Боевики сразу же начали рыскать по всему порту в поисках пиратов и намеревались их «наказать». Представители организации подтвердили факт охоты на пиратов. По их словам, нападение на судно, находящееся в собственности мусульман, — серьезное преступление, и виновные в этом должны быть наказаны. «Если пираты хотят мира с нами, то им лучше отпустить танкер», — заявил представитель исламистов шейх Ахмед. Найдя судно, исламские боевики начали подготовку к штурму. В ответ несколько десятков находящихся на борту пиратов, понимая, что их ждет в случае пленения исламистами, решили защищаться до последнего. Они заминировали судно, а также позвали на помощь другие пиратские шайки. Пока стороны предпочитают лишь обмениваться угрозами и до штурма дело не дошло. Если же он произойдет и корабль будет взорван, то это вызовет крупнейшую экологическую катастрофу в прибрежных водах Африканского Рога. Впрочем, аналитики считают, что судно все же будет отпущено, возможно, даже без выплаты выкупа — пираты уже убедились в том, что они захватили добычу, которая им пока не по зубам.

Пиратов трогать нельзя

Захват саудовского супертанкера вновь приковал все внимание мирового сообщества к необходимости активной борьбы с пиратством. И уже понятно, что лишь патрулированием опасных вод дело не решить. «Вы можете разместить там хоть все корабли всех флотов мира, это не решит проблему, — заявил представитель американского оборонного ведомства Джофф Моррелл. — Необходим целостный подход всего мирового сообщества, необходимы скоординированные операции на воде и берегу с участием мер по усилению государственной власти и стимулированию экономического развития Сомали». К такой глобальной операции призывают и другие страны, в частности Россия. «НАТО и ЕС, а также другие ключевые игроки в регионе должны провести сухопутную операцию против баз пиратов на побережье. Такая операция должна быть скоординирована с Россией», — заявил на днях представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин.

С теоретической точки зрения в решении вопроса сомалийского пиратства нет ничего сложного. Большинство пиратских баз расположены в центральном Сомали, вдоль побережья территории Гальмудуг, не контролируемой ни исламистами, ни эфиопами, ни тем более центральными властями страны. Чтобы покончить с сомалийскими корсарами, иностранным кораблям необходимо потопить все водные базы пиратов (переделанные рыболовецкие траулеры и торговые суда), а также разрушить прибрежные логова. Однако иностранные суда, не желающие быть обвиненными в уничтожении «мирных сомалийских рыбаков», не намерены проводить подобные масштабные операции. Более того, на сегодняшний день даже пиратские лодки, находящиеся в зоне видимости военных кораблей, топятся только в исключительных случаях — например, когда всерьез обнаглевшие от безнаказанности корсары нападали на фрегат индийских ВМС «Табар». Тогда индийцы с ними не церемонились и попросту потопили пиратский корабль. Но в основном на сегодняшний день военные корабли предпочитают отпугивать пиратов с помощью предупредительных выстрелов.

Причины столь осторожных действий просты. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, если захват пиратского судна осуществлен без достаточных оснований, то государство, совершившее захват, отвечает за любой ущерб или убытки перед государством, национальность которого имеет судно. То есть с юридической точки зрения пиратов беспрепятственно можно захватывать только в те секунды, когда они с оружием в руках карабкаются на борт атакованного корабля. До процедуры абордажа они просто мирные рыбаки, охотящиеся на рыбу с помощью автоматов Калашникова и гранатометов, а после абордажа они уже могут прикрываться заложниками из числа членов экипажа захваченного судна. В итоге пираты, воодушевленные своей безнаказанностью, с каждым днем становятся все наглее.

Противоречивая Европа

К сожалению, то, как нужно бороться с пиратами, демонстрирует на сегодняшний день только Франция. В этом году в Аденском заливе были захвачены два французских судна — яхты «Ле Поннан» и «Четверка тузов». И оба раза французское правительство не давало пиратам уйти безнаказанными. В первом случае корсары были захвачены после получения выкупа, а во втором была проведена военная операция на борту яхты. Итог обеих акций: 12 пиратов захвачены, один убит. «Мы доказали на деле, что преступление не такое уж доходное дело», — заявил президент Франции Николя Саркози и добавил, что сходная участь постигнет всех, кто положит глаз на корабли с французскими гражданами на борту. Пираты вняли словам французского президента, и с тех пор нападений на суда Франции не было.

Но, к сожалению, западные страны не спешат пользоваться французским опытом. Хотя бы потому, что пойманные пираты… имеют право просить политическое убежище у своих захватчиков. Ведь согласно международным нормам, демократические государства не должны выдавать преступников в страны, где им грозит смертная казнь, а именно таково в Сомали наказание за пиратство. Пираты, естественно, этим правом пользуются.

В итоге усилия Евросоюза по борьбе с пиратством, к сожалению, не помогут решить проблему. Даже столь широко разрекламированная операция «Аталанта» — первая совместная военная операция Евросоюза — тоже, по сути, будет лишь фикцией. Напомним, что после продолжительного обсуждения и бюрократических проволочек Брюссель принял решение 8 декабря начать в водах Сомали масштабную операцию по борьбе с сомалийскими корсарами. По словам министра обороны Франции Эрве Морена, в операции примут участие пять или шесть судов. В их функцию будет входить сопровождение и защита тех судов, которые будут просить о помощи, обеспечение безопасности кораблей Всемирной продовольственной программы ООН, а также посылка патрульных самолетов в наиболее опасные районы Аденского залива. В итоге целью «Аталанты» будет лишь организованное патрулирование кораблями ЕС вод Аденского залива. Таким образом, активной, а не пассивной борьбы с Черным Роджером от ЕС ожидать не стоит.

Понимая, что пиратство в ближайшие годы будет лишь процветать, некоторые структуры решили делать на этом деньги. Американская частная охранная компания Blackwater, получившая всемирную известность благодаря своим профессиональным операциям в Ираке, еще в октябре предложила свои услуги по охране судов, проходящих через Аденский залив. Свою долю в этом охранном бизнесе хотят получить и государства. Российское министерство обороны уже разрабатывает проект платного эскорта кораблями российского ВМФ судов других стран в районе Аденского залива. По словам российских чиновников, в клиентах недостатка не будет: с подобными просьбами к России уже обратились несколько стран, в частности с Ближнего Востока. Впрочем, у Москвы есть и иные способы извлечь для себя пользу из беспорядков в сомалийских водах.

Соблазн для Москвы

Руководство Сомали уже давно дало России право проводить операции против пиратов не только на воде, но и на суше. Однако в начале прошлой недели оно озвучило Москве новые варианты сотрудничества в борьбе с местными пиратами.19 ноября посол Сомали Мохаммед Хандуле попросил Россию прислать дополнительные корабли в помощь «Неустрашимому», а также предложил разместить на территории страны российские военно-морские базы. По его словам, это взаимовыгодное предложение. «Россия не просто пришла к нашим берегам, а с согласия Сомали. Не как многие другие — сначала вошли, а потом согласие получили… Мы хотим не только один “Неустрашимый”, мы хотим, чтобы много кораблей России были, присутствие российского Военно-морского флота было там. Россия — стратегический партнер для нас. И амбиции России — установить свои стратегические интересы в мире», — заявил посол.

Интерес сомалийского правительства в размещении российских баз на своей территории понятен: они намерены использовать российских военных в своих целях. Нынешнее «правительство» Сомали не имеет реальной власти и контролирует лишь столицу государства Могадишо и еще несколько городов — да и то лишь с помощью эфиопских солдат. Когда эти солдаты уйдут (что, по словам эфиопских чиновников, случится достаточно скоро), сомалийское правительство хочет на крайний случай иметь под боком военную базу иностранного государства, где можно спрятаться. Впрочем, весьма возможно, что намерения нынешнего гражданского руководства страны простираются несколько шире. Вероятно, вспоминая с ностальгией период холодной войны, сомалийские лидеры считают, что российские военные будут проводить операции не только против пиратов, но и против исламистов.

Сейчас в Кремле взвешивают все «за» и «против». С одной стороны, Россия не хочет быть втянутой во внутрисомалийские разборки. С другой — амбициозным хозяевам Кремля очень хочется иметь военно-морскую базу около одной из важнейших водных артерий мира. Не говоря уже о необходимости активной защиты российских граждан. Ведь они становятся частыми «гостями» пиратов, поскольку иностранные судоходные компании с удовольствием нанимают на работу наших сограждан по причине опытности и относительно невысокой стоимости услуг российских моряков.

Пока Москва не дала четкого ответа на предложение сомалийских властей, однако в прошлую пятницу помощник главкома ВМФ РФ Игорь Дыгало открыто намекнул, что «Военно-морской флот России будет обеспечивать свое присутствие в районе Африканского Рога на регулярной основе».

У партнеров



    Как заманить инвестора

    Российские регионы активно борются за инвестиции. В этом году лучшим местом для бизнеса стала Москва

    Россия активизирует геологоразведку в Арктике

    Государство разрабатывает методы экономического стимулирования разведки труднодоступных месторождений

    ОМС, Газпром нефть, Почта России, Сбербанк Лизинг и еще 50+ компаний на сцене ACCELERATE*

    16-17 октября в московском Экспоцентре состоится масштабное бесплатное мероприятие для представителей бизнеса и ИТ-сообщества. Лидеры крупнейших организаций России в рамках 15 тематических секций поделятся опытом ускорения бизнеса в цифровую эпоху с 5000 аудиторией.
    Участие бесплатное, присоединяйтесь!
    *ускорение

    Идеальный ингредиент

    Сегодня практически все население Земли регулярно потребляет продукты, содержащие пальмовое масло. Попытки некоторых производителей и ритейлеров «слезть с пальмы» показывают: заменить пальмовое масло фактически нечем. Более того, медики, экологи, представители пищевой отрасли настоятельно просят этого не делать и развенчивают мифы вокруг этого продукта

    Финал спартакиады промышленников «Моспром»

    21 сентября в «Лужниках» пройдет финал спартакиады промышленников «Моспром» — уникальное событие, где в разных видах спорта за звание самого спортивного завода сразятся те, кого мы привыкли видеть у станков или конвейеров: инженеры, проектировщики, авиа- и приборостроители, энергетики, нефтяники и научные работники. Спартакиада «Моспром» проходит в столице впервые.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Новый скандал в США: что пообещал Трамп Зеленскому
      Дональда Трампа подозревают в том, что он пообещал что-то украинскому президенту в обмен на расследование деятельности Джо Байдена на Украине
    2. Отбирают налог
      Отмена налога на вмененный доход приведет к сокращению числа рабочих мест, повышению налоговой нагрузки на компании и возможному росту цен на 10–30 процентов
    3. Европа насытилась газом
      Объемы поставок российского газа в страны дальнего зарубежья упали к середине сентября 2019 года на 4% в годовом сопоставлении
    Реклама