Грузовиков будет меньше

25 ноября 2008, 10:47

Большинство сотрудников ОАО «КамАЗ» отправлено в двухнедельный отпуск, сообщил директор департамента по информационной политике компании Владимир Самойлов. «Можно сказать, что производство остановлено. Нет смысла выводить людей, чтобы выпускать продукцию, которую будет затруднительно продать», – сказал он, уточнив, что в настоящее время нет большого объема работы в связи с ситуацией на рынке.

По словам Самойлова, сотрудникам, находящимся в отпуске, будет выплачено за этот период две трети заработной платы. Отпуск вызван «вынужденным простоем, не связанным с виной администрации и работников». В отпуск работники отправлены с понедельника. «Отпуск продлится последнюю неделю ноября – первую неделю декабря. Затем сотрудники займут свои рабочие места», – заявил Самойлов. Директор департамента не стал прогнозировать, как сложившаяся ситуация в целом отразится на производственном плане текущего года, отметив, что первоначальный бизнес-план выполнен не будет. По некоторым данным, остаток продукции на складах компании составляет на текущий момент 2 тыс. единиц техники, и превышать этот уровень КамАЗ не намерен. Ранее руководство завода приняло решение о введении четырехдневной рабочей недели. В период кризиса компания намеревалась снизить объемы выпуска автомобилей на 1 тыс. в месяц – до 4,2-4,3 тыс. грузовиков. Также планируется сокращение персонала на 10%, то есть уволено будет примерно 5 тыс. человек.

Проблемы КамАЗа вполне объяснимы. На фоне мирового финансового кризиса резко упал спрос на продукцию предприятия. Дело в том, что основными заказчиками являются представители отраслей, весьма существенно пострадавших от кризиса, – строительства, логистики и т. д. В результате предприятие осталось, с одной стороны, без доступных дешевых финансовых ресурсов, а с другой – без гарантированного сбыта. По данным маркетингового исследования рынка грузового автотранспорта России, проведенного аналитическим агентством «Автостат», по итогам первых шести месяцев 2008 года на российском рынке было продано 125,7 тыс. легких коммерческих автомобилей, 31,5 тыс. «среднетоннажников» и 76,8 тыс. тяжелых грузовиков. Общий полугодовой итог 234 тыс. машин позволял надеяться на рост в годовом исчислении на уровне 18-20% и выход на суммарный объем 470-480 тыс. единиц. Однако финансовый кризис внес в эти планы существенные коррективы. Банковские проблемы достаточно быстро сказались как на рынке автокредитования, так и на рынке автолизинга. Потребность в коммерческой технике у предприятий по-прежнему остается высокой, но собственных средств на ее приобретение им не хватает, а получить заемные ресурсы стало крайне проблематично. Многие компании начали приостанавливать сделки с коммерческой техникой, и автозаводы начали «тормозить».

Проблемы, приведшие к временным остановкам производства, возникли у лидеров грузового автопрома – КамАЗа и ГАЗа. В итоге, оценивая текущее состояние рынка, аналитики агентства «Автостат» дают ориентировочный прогноз рынка на этот год в объеме 425 тыс. машин, что тем не менее выше прошлогодних показателей на 6,8%. Но уже в следующем году ситуация может измениться еще значительнее, и динамика рынка уйдет в отрицательную зону. Примерно то же самое происходит и в сфере производства. За первые три квартала 2008 года в России было произведено 218 тыс. грузовых автомобилей, что на 4,1% выше показателей аналогичного периода прошлого года. При этом прирост производства грузовых автомобилей по стране за первое полугодие составлял 6,6%. Если в IV квартале сохранится подобная тенденция, то общий годовой прирост объема производимых грузовиков не превысит 1,4% и в численном выражении составит около 290 тыс. единиц техники за год. А вот в следующем году ожидается «откат» объемов выпуска на уровень 2006 года.