Прислушались к начальству

26 ноября 2008, 11:38

Нижегородские власти прислушались к призывам первых лиц государства поддерживать малый и средний бизнес. Вчера законодательное собрание Нижегородской области приняло в двух чтениях закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в регионе». Документ регламентирует обширный перечень форм господдержки этих бизнесменов: частичную компенсацию процентной ставки по кредитам, передачу во владение или пользование государственного и муниципального имущества, информационную поддержку, содействие выводу нижегородских брендов на зарубежные рынки и другие меры.

Для разработки законопроекта и стратегии развития предпринимательства до 2020 года правительство на конкурсной основе привлекло нижегородскую юридическую компанию «ТМ-Сервис». Как сообщила гендиректор компании Юлия Крузе, до этого конкурса частным юристам не передавали полностью работу над законопроектом, а привлекали только в качестве экспертов в рабочие группы, где представители исполнительной и законодательной власти коллегиально готовили различные документы. Согласно концепции, к 2020 году предприятия малого и среднего бизнеса должны обеспечивать не менее 50% валового регионального продукта (ВРП). Сейчас доля этого сегмента, в котором занято более 500 тыс. работников (25,5 тыс. малых предприятий и 73 тыс. индивидуальных предпринимателей), не превышает 17% ВРП, весь объем которого в прошлом году составил около 467 млрд рублей.

Впрочем, нижегородские чиновники не впервые делают ставку на малый бизнес как одну из точек роста региональной экономики. По прогнозу предыдущего правительства, доля МСБ уже сейчас должна была составлять 40% в общем объеме экономики, однако за последние годы увеличилась незначительно – с 14% до 17%. По оценке разработчиков новой концепции развития предпринимательства, отраслевая и имущественная структура бизнеса и меры государственной поддержки этого сектора не соответствовали поставленным задачам и потому не способствовали его развитию. Основное количество малых предприятий (более 60%) сосредоточено в сфере торговли и услуг, в то время как доля инновационного и высокотехнологичного бизнеса остается крайне низкой. По данным правительства, удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства в 2006 году составлял 5,7%, в прошлом – только 3,3%. В то же время в стратегии развития области до 2020 года «экономика знаний» названа одним из локомотивов региона.

Для достижения качественных изменений в секторе малого и среднего бизнеса концепция предусматривает отказ от программно-целевого метода господдержки, направленного главным образом на количественный рост. Более эффективен, считают разработчики, селективный подход, который основан на выявлении точек роста и развитии приоритетных для области направлений. Это в первую очередь перевод потенциала научных разработок в коммерческие проекты, налаживание кооперации крупных производств и малого бизнеса на основе субконтрактации и создания кластеров. Сегодня это одна из нерешенных проблем, которые тормозят развитие новых малых предприятий в промышленном производстве.

Особый акцент делается на создании целостной благоприятной среды для малого бизнеса на всей территории области. На муниципальном уровне существуют очевидные провалы: местные власти не занимаются всерьез развитием предпринимательства, и потому меры господдержки, предусмотренные областной программой (инфраструктура, кредитные программы), малому бизнесу в глубинке недоступны. Сейчас каждый район (включая дотационные) должен определить те направления, на которых отдача от малого бизнеса может быть максимальной, в соответствии с ними выстроить собственную систему поддержки сельских предпринимателей. На областном уровне меры господдержки должны дифференцироваться в зависимости от категории и уровня развития малых компаний в разных секторах экономики, в том числе предприятий, ориентированных на инновации.