Футбольное горе

Алексей Клепиков
6 ноября 2008, 15:53

Новый генподрядчик строительства стадиона для футбольного клуба «Зенит» определится 5 декабря. Миссия прежнего – компании «Авант» – скорее всего, завершена.

Администрация Санкт-Петербурга объявила аукцион на выполнение работ по завершению проектирования и строительства футбольного стадиона на Крестовском острове – самой современной в мире арены на 62 тыс. мест под названием «Космический корабль». Прием заявок начался вчера. Смольный требует от нового генподрядчика завершить работы по проектированию к 15 декабря 2009 года, а сдать стадион в эксплуатацию – не позднее 15 ноября 2010 года.

Согласно официальному объявлению, обнародованному комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, конверты с заявками от участников тендера на генподряд будут вскрыты 28 ноября, а сам аукцион пройдет 5 декабря. Начальная (то есть максимальная) цена контракта составляет 18,603 млрд рублей (8,8 млрд рублей планируется выделить из городского бюджета в 2009 году и 9,8 млрд – в 2010-м). Шаг аукциона составляет 5%, или 930,16 млн рублей. Условия торгов допускают, что на аукцион может быть подана всего одна заявка. В этом случае, а также если заявок будет больше, но аукционная комиссия допустит к торгам лишь одного участника, контракт заключается по цене на 5% ниже начальной стоимости, то есть на сумму 17,673 млрд рублей. Требования к участникам конкурса довольно либеральные: от претендентов на господряд требуется наличие лицензии на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений первого и второго уровней ответственности, выполнение за последние пять лет строительных работ на сумму не менее 3,72 млрд рублей и внесение денежного залога в размере 930,16 млн рублей. Победитель аукциона обязан будет внести куда более существенное обеспечение – 5,58 млрд рублей. Правда, в этом случае допустимо предоставление на данную сумму безотзывной банковской гарантии или договора страхования риска ответственности за нарушение контракта.

Как уже отмечал «Эксперт Online», арена будет строиться исключительно на средства петербургского бюджета. После того как проект подорожал в 3,5 раза – с 6,7 млрд до 23,7 млрд рублей, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко пыталась договориться с главой «Газпрома» (концерн владеет контрольным пакетом акций футбольного клуба «Зенит») Алексеем Миллером о паритетном финансировании строительства стадиона. Переговоры завершились компромиссом: «Газпром» не берет на себя обязательств софинансировать строительство арены, но готов отказаться от внесения городом в 2009 году (а возможно, и дальше) средств на строительство «Охта центра» с почти 400-метровым небоскребом на берегу Невы.

С прежним генподрядчиком – компанией «Авант» – договор был расторгнут 3 ноября. За два года компания завершила проектные работы, осуществила снос стадиона им. Кирова (именно на его месте строится новая арена), провела земляные работы, вбила 11 тыс. свай, обустроила энергоцентр и причал. По сути, завершила лишь так называемый нулевой цикл. Компания освоила около 5,5 млрд бюджетных рублей при том, что стоимость всего проекта на момент заключения в 2006 году договора с «Авантом» составляла 6,7 млрд рублей. В августе нынешнего года Главгосэкспертиза утвердила новую стоимость стадиона – 23,7 млрд рублей. Основные причины удорожания – недооцененность затрат при проведении конкурса на выбор генподрядчика в 2006 году и доработка проекта после заключения договора с «Авантом». В частности, Валентина Матвиенко и Алексей Миллер договорились, что стадион будет иметь выдвижное поле и раздвижную крышу.

Победа (и, возможно, даже участие) «Аванта» в новом конкурсе представляется маловероятной. В последние дни руководство комитета по строительству петербургской администрации и генеральный директор «Аванта» Григорий Фельдман обмениваются не самыми доброжелательными заявлениями. По крайней мере, вчера комитет объявил, что «Авант» отказался от предложения расторгнуть контракт по соглашению сторон и потому заказчик отправил Фельдману уведомление об одностороннем отказе от исполнения обязательств. Причина в том, что «Авант», по мнению заказчика, не укладывается в сроки строительства (по контракту арена должна быть построена к 30 ноября нынешнего года). Фельдман в сегодняшнем интервью газете «Коммерсантъ Санкт-Петербург» утверждает, что подписал предложенное чиновниками соглашение, но оно впоследствии не было завизировано руководством комитета по строительству. Кроме того, глава «Аванта» заявил, что город перечислил компании всего 4,2 млрд из освоенных 5,5 млрд рублей. «Мы вели работы, фактически кредитуя администрацию города», – подчеркнул Фельдман. Не исключено, что если чиновники не перечислят «Аванту» оставшиеся 1,3 млрд рублей, компания будет искать правду в суде.

Если в Смольном действительно полны решимости сменить генподрядчика, то должны быть готовы и к тому, что стадион не будет построен даже к ноябрю 2010 года. Специалисты утверждают, что новому подрядчику потребуется как минимум полгода-год, чтобы изучить все особенности крайне специфического объекта. Фельдман даже говорит, что изучение проектной документации и вхождение в курс дела займет не менее полутора лет. В любом случае стройка на достаточно приличный срок будет заморожена, и ввод арены в эксплуатацию в 2010 году находится под большим вопросом.

Зато новый генподрядчик, в отличие от «Аванта», уже точно будет знать, что именно ему предстоит строить. Согласно конкурсной документации, которую обнародовал комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, площадь арены составит 172 060 кв. м. Стадион будет семиэтажным, его планируемая высота – 50 метров. Первые два этажа будут, можно сказать, подземными – они скроются в своего рода насыпном холме. Следующие четыре этажа займут трибуны и подтрибунные помещения, а седьмой этаж будет представлять собой террасу для обзора. «Круговое сооружение стадиона выполнено в соответствии с объемным и образным решением, разработанным архитектором Кисе Курокавой, – говорится в документации. – Объект органично сливается с окружающей природной средой, одновременно создающей визуальный фон для нового футбольного стадиона. Круглая крыша с раздвигающейся центральной светопрозрачной частью поддерживается вантами на восьми мачтах. Создается впечатление движения парусника по реке Неве и Финскому заливу. Одновременно образ морского корабля перекликается с образом корабля космического». Стадион будет снабжен выдвижным полем. Во время проведения игр «пустая» бетонная площадка на месте выката поля будет использоваться как стоянка для трансляционного транспорта и телеоборудования. Передвижное «бетонно-травяное» поле позволит использовать арену не только для проведения футбольных матчей, но и, например, для концертных шоу. С этой целью подогреваться будет не только поле, но даже и кровля. Прямо под раздвижной крышей будут установлены два стационарных электронных табло. В подтрибунном пространстве разместятся помещения для спортсменов, судей и прессы, реконструируемые павильоны (в том числе кассовые), магазины, ресторан, выставочный зал, автостоянки, бизнес-помещения. Проектом предусмотрена система пандусов для инвалидов и рамп для въезда на закрытую автостоянку.

Анонсируя предстоящий аукцион, Валентина Матвиенко выразила в середине октября надежду, что «на конкурс придут крупнейшие компании». Скорее всего, петербургские власти уже провели переговоры с потенциальными участниками аукциона. Иначе как объяснить, что на подготовку документации для участия в конкурсе на строительство абсолютно беспрецедентного объекта застройщикам отведено всего три недели.