Старт БТС-2

1 декабря 2008, 20:15

Сегодня стало известно, что Владимир Путин 26 ноября подписал распоряжение о проектировании и строительстве нефтепроводной системы «Балтийская трубопроводная система-2» (БТС-2) от станции Унеча до порта Усть-Луга мощностью до 50 млн тонн в год. Как сообщила пресс-служба правительства, финансирование строительства БТС-2 будет осуществляться за счет выпуска компанией «Транснефть» долгосрочных рублевых облигаций. Облигации будут размещаться по закрытой подписке среди финансовых организаций с преимущественным участием государства.

В связи с этим Минэнерго совместно с Минэкономразвития, Минрегионом, Минфином, Федеральной службой по тарифам (ФСТ) и Внешэкономбанком поручено разработать механизмы финансирования строительства. Работа должна быть завершена в течение трех месяцев после получения от «Транснефти» финансово-экономического обоснования проекта строительства БТС-2. Кроме того, Минэнерго с заинтересованными ведомствами также должны проработать механизмы финансирования строительства ответвления на нефтеперерабатывающий завод в г. Кириши.

Строительство БТС-2 будет осуществляться в два этапа. На первом планируется сооружение первого пускового комплекса с пропускной мощностью до 30 млн тонн. Начало транспортировки нефти на этом этапе запланировано на III квартал 2012 года. На втором этапе будет осуществлено строительство второго пускового комплекса с доведением пропускной способности нефтепровода до 50 млн тонн в год.

Напомним, что правительство одобрило проект строительства нефтепровода БТС-2 еще в мае прошлого года. Планировалось, что инвестиционное решение по реализации этого проекта будет получено до конца 2007 года. При этом «Транснефть» заявляла, что готова сразу после получения данного решения приступить к строительству этого нефтепровода. Но уже в 2007 году проект БТС-2 несколько раз пересматривался. В частности, в июле 2007 года Ленинградской областью было предложено строительство БТС-2 с двумя конечными точками в Приморске и Усть-Луге.

В этом году Министерство энергетики неоднократно направляло в правительство проекты постановления о строительстве БТС-2, но варианты постановлений возвращались в министерство на доработку. Последний вариант проекта был направлен в середине октября.

Один из ключевых вопросов, которые необходимо решить, – это источники финансирования строительства. В частности, рассматривалось три варианта финансирования строительства БТС-2: путем кредитования, путем выпуска облигаций и прямого финансирования из бюджета.

По предварительным оценкам, стоимость БТС-2 составляет 120-130 млрд рублей. В случае подписания постановления строительство нефтепровода БТС-2 может начаться в I квартале 2009 года. Запуск первой очереди нефтепровода мощностью 30 млн тонн ожидается в IV квартале 2011 года, вторая очередь предполагает увеличение до 50-75 млн тонн. БТС-2 будет построена до порта Усть-Луга (Ленинградская область) с ответвлением на Киришский нефтеперерабатывающий завод.

Проект строительства БТС-2, получивший политическую поддержку российского руководства, возник во время нефтяного конфликта России и Белоруссии в начале января 2007 года. Так, Россия четыре дня не поставляла нефть в Европу по нефтепроводу «Дружба» из-за отказа Белоруссии пропускать транзитные потоки без уплаты российской стороной пошлины за транзит сырья по белорусской территории. После подписания соответствующего российско-белорусского межправительственного соглашения поставки возобновились в полном объеме.