Спасти «КД авиа»

1 декабря 2008, 14:05

Авиакомпания «КД авиа», входящая в десятку крупнейших перевозчиков страны по объемам перевозок и попавшая в предбанкротное состояние, готовится к реструктуризации. В ближайшее время из ее структуры будет выделен аэропорт Храброво в Калининграде, на который уже найден покупатель – базовый для «Аэрофлота» аэропорт Шереметьево.

Еще на прошлой неделе исполнительный директор авиакомпании Леонид Ицков сообщил, что «КД авиа» так и не получила от государства обещанную перевозчикам финансовую помощь. Компания подавала в Минтранс заявку на получение помощи в размере 3,525 млрд рублей. Из этих средств 3 млрд рублей планировалось направить на рефинансирование кредитов, остальные средства – на финансирование текущей деятельности. Ицков отметил, что компания должна была 28 ноября погасить облигационный заем на 3 млрд рублей, но кризис банковского сектора не позволил ей перекредитоваться. Более того, добавил он, банки требуют досрочного погашения кредитов, рассчитанных на длительные сроки погашения, отказывая компании в пролонгации. «Мы делаем все возможное для продолжения работы „КД авиа”, понимая всю ее значимость для жителей Калининградской области. Но ситуация складывается так, что деятельность как самой авиакомпании, так и аэропорта Храброво сегодня находится под реальной угрозой остановки», – сказал Леонид Ицков.

Проблемы «КД авиа» обнажились в октябре. Тогда перевозчик допустил технические дефолты при погашении купона облигаций первой серии и исполнении обязательств по выкупу бумаг этой серии в рамках оферты. Купон был выплачен лишь на третий рабочий день после установленной даты. К выкупу были предъявлены облигации на 986,791 млн рублей (98,6% выпуска). В середине ноября представители авиакомпании сообщили на встрече с аналитиками, что во II квартале 2008 года «КД авиа» столкнулась со снижением эффективности, а III квартал, на который обычно приходится пик осуществляемых перелетов, стал для авиаперевозчика убыточным. Сокращение операционной прибыли привело к тому, что компания оказалась неспособной исполнить обязательства перед кредиторами. На середину года совокупный долг «КД авиа» составлял 7,1 млрд рублей при операционной прибыли 29 млн рублей.

На минувшей неделе на совещаниях в Минтрансе и правительстве Калининградской области были приняты решения об оказании авиакомпании поддержки. Но транспортное ведомство поставило одно условие: разделить компанию на два самостоятельных юридических лица – аэропорт Храброво в Калининграде, которым она управляет, и самого перевозчика. Понятно, что аэропорт будет выделен для того, чтобы обрести нового хозяина, ведь Храброво остается чуть ли не единственным ликвидным активом в собственности калининградской компании. Потенциальным покупателем называется международный аэропорт Шереметьево. «Мы можем стать оператором аэровокзального комплекса Храброво либо выкупить его, однако все будет зависеть от решения правительства. Это спасительный вариант для „КД авиа”, которой банки не дают денег, потому что она находится в состоянии дефолта. Мы это предложение рассматриваем. Оно в стадии переговоров», – отмечал генеральный директор МАШ Михаил Василенко в беседе с корреспондентом «Интерфакса». Вместе с тем он подчеркнул, что вопрос непростой, поскольку финансовое состояние аэровокзального комплекса Храброво – «ниже удовлетворительного». В то же время руководство «КД авиа» оценивало рыночную стоимость аэропорта в 170 млн долларов. Что касается самой авиакомпании, то ей на помощь также могут прийти крупные игроки. Например, «Аэрофлот».

За девять месяцев 2008 года «КД авиа» перевезла 1,1 млн человек. Основным бенефициаром компании является председатель ее совета директоров Сергей Грищенко, которому принадлежит 88% акций. Правительство Калининградской области владеет 9-процентным пакетом акций.