За доступ в сектор газа

Евгения Новикова
1 декабря 2008, 20:08

Намеченное на сегодня заседание высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии не состоялось. Президент Белоруссии Александр Лукашенко отказался приехать в Москву. Официальная версия причин разрыва неизвестна. Московские и минские аналитики сходятся во мнении: так батька давит на союзников, стремясь выторговать более выгодные цены на газ в обмен на заключение соглашения об объединенной системе ПВО.

Сотрудники аппарата государственного секретаря Союзного государства в минувшие выходные в авральном режиме готовились к заседанию, но накануне вечером пришла команда «отбой». По данным «Коммерсанта», стороны не сошлись во взглядах на развитие общего государства и перенесли встречу на неопределенный срок. По версии издания, в повестку дня планировали включить вопросы принятия конституционного акта Союзного государства и перехода двух стран на единое платежное средство, а также подписать российско-белорусское соглашение об объединенной системе ПВО.

По версии аппарата госсекретаря Союзного государства Павла Бородина, обе стороны до последнего момента заявляли о готовности к встрече. «Но потом одна из сторон предложила для рассмотрения ряд существенных вопросов, требующих дополнительного согласования и переноса даты госсовета», – сообщил пресс-секретарь Бородина Иван Макушок. Неназванный источник в Кремле сообщил прессе, что Москва готова провести заседание в любое время, «но при условии, что на нем будут приняты конкретные решения», поскольку «госсовет ради госсовета никому не нужен». К вечеру понедельника пресс-служба президента РФ сообщила, что заседание было отложено по инициативе Белоруссии. Повестка была согласована. Но «учитывая инициированные белорусской стороной предложения по изменению согласованной повестки дня и дополнения к ранее достигнутым договоренностям о подписании в рамках заседания высшего госсовета (ВГС) двусторонних документов, по которым требуется серьезная проработка на экспертном уровне, российская сторона предложила провести заседание ВГС по уже утвержденной повестке дня», говорится в сообщении пресс-службы. Минску это не понравилось.

Как утверждает источник в окружении Лукашенко, «белорусская сторона предложила расширить „рутинную” повестку дня заседания высшего госсовета проектами важнейших решений в политической, экономической и военной сферах». Но и «рутинная» часть, по версии Минска, была тоже не согласована.

Отметим, сбой подобного рода происходит уже не в первый раз. Заседание госсовета должно было состояться 3 ноября, но после встречи президентов России и Белоруссии 25 октября пресс-служба Кремля сообщила о переносе мероприятия на начало декабря. Причины этого решения и тогда не назывались.

Клубок противоречий

Как рассказал «Эксперту Online» Ярослав Романчук, руководитель белорусского исследовательского центра «Мизеса», в повестку были внезапно предложены следующие проекты: размещение ракетно-зенитных комплексов «Искандер» в Белоруссии вместо Калининграда, допуск белорусских компаний к российским нефтяным и газовым месторождениям в обмен на продажу части акций белорусских нефтеперерабатывающих компаний. Понятно, такой пакет Москва не могла принять к обсуждению без предварительной проработки.

Что касается «рутинных» пунктов: конституционного акта, рубля и ПВО, то здесь нет, по мнению экспертов, и никогда не было согласованной позиции.

Александр Лукашенко в интервью агентству AFP раскритиковал проект конституционного акта, который предложила Россия: «Абсолютно сегодня все в руках России. Если Российская Федерация рассчитывает, чтобы были перспективы у этого союза, чтобы этот союз продвигался и дальше, то надо соглашаться с этой равноправной основой. Большой ты или малый, но надо разговаривать за одним столом на равных условиях». Причина такой постановки вопроса, по словам белорусского политолога Юрия Шевцова, в успехах страны: «С белорусской точки зрения, Россия недооценивает усилившийся в последние месяцы международный вес Беларуси: она быстро примиряется с Западом. На столе у Лукашенко лежат предложения даже о приобретении за копейки примерно половины мощностей порта Вентспилса и строительство за копейки же 10-миллионного белорусско-латвийского нефтяного порта в Риге. Есть также множество иных потенциально очень выгодных для Минска проектов со странами ЕС. Впереди возможность примирения с США. Кроме того, экономика пока не испытывает никаких серьезных проблем, связанных с мировым кризисом, – по итогам десяти месяцев рост ВВП свыше 10% и рост промышленного производства свыше 12%».

Белоруссия желает в союзе жить на равных правах с Россией, что категорически для РФ неприемлемо – хотя бы в силу разницы площади, экономической, финансовой и политической мощи, геополитической роли. «Лукашенко устраивает ситуация „одна страна – один голос” в механизмах формирования Союзного государства. Это демагогия – так никакие серьезные интеграционные объединения не строятся», – уверен Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ. Кроме того, Лукашенко претендует на приличествующий статусу президента Белоруссии пост в новом Союзном государстве – а кто в России готов предоставить ему такую должность?

Переговоры на тему Конституции Союзного государства возобновиться не смогут без разумного компромисса, заявил Жарихин «Эксперту Online»: «Пока существуют ограничения в виде желания политических элит обоих государств сохранить максимум своих суверенных полномочий, будет постоянный тупик». Более того, вопрос этот должен обсуждаться открыто, а не кулуарно, чтобы общество понимало позиции своих лидеров.

Единый рубль – еще более сложная тема. Переход на расчет в рублях выгоден России: насыщение экономики страны постсоветского пространства своей валютой равнозначно доминированию, заявил «Эксперту Online» управляющий партнер НКГ «2К Аудит – деловые консультации» Иван Андриевский. «В условиях колебания вектора внешней политики Минска повышение доли рубля в торговом обороте двух стран могло бы отдать приоритет РФ, а не Европе», – указал он. А к этому шагу Лукашенко не готов – он пытается играть на равных и с Россией, и с Европой, тем более что имеет поддержку МИД РФ на международном уровне. По мнению Ярослава Романчука, белорусского политолога, переход на российский рубль в качестве валюты означает для батьки потерю монетарной власти и большой части экономического суверенитета. Этого он себе позволить не может. И ему выгодно держать Россию на поводке.

Договор по совместной системе ПВО принципиален для России. И это хороший повод для давления на нее со стороны Белоруссии. По словам Евгении Войко, эксперта Центра политической конъюнктуры России по внешней политике, такой «интересный контекст» в российско-белорусских отношениях возник с сентября 2008 года, когда Медведеву и Лукашенко не удалось достичь соглашения по объединенной системе ПВО. Тогда Минск ожидал от России в условиях кризиса определенных финансовых вливаний в виде кредитов – эти проблемы не удается урегулировать. Теперь возникла тема перехода на мировые цены на газ. «Минск отстаивает выгодную для себя позицию, он попытается вначале определить цены на газ, а потом вести переговоры по ПВО», – сообщила она «Эксперту Online».

Таким образом, все самые важные вопросы российско-белорусских отношений так и не согласованы.

Кто кого

Для батьки глубина экономического кризиса еще непонятна, он думает, что сможет продолжать диалог в старом режиме, нет причины говорить о встрече, уверен Ярослав Романчук.

В то же время в Минске четко сформулировали, что союз значительно важнее для РФ, чем для Белоруссии. Уверенные в собственной мощи, они выдвигают России следующие условия. Во-первых, снижение цены на газ для РБ в 2009 году до менее чем 125 долларов в связи с падением мировых цен на углеводороды. Отметим, согласно ранее достигнутым сторонами договоренностям с начала 2008 года поставки в Белоруссию осуществляются на основании принципа равнодоходности – стоимость газа для Белоруссии определяется по тому же принципу, что и при поставках в Европу. Однако благодаря уступке «Газпрому» 50% акций ОАО «Белтрансгаз» Минск смог добиться льготных условий перехода на рыночные принципы ценообразования. Вплоть до 2010 года, как пока запланировано, Белоруссии будет предоставляться скидка (33% в текущем году, 20% в 2009-м и 10% в 2010 году), а в 2011 году газ для Белоруссии будет стоить столько же, сколько и для Европы: за четыре года цена на газ должна увеличиться минимум в 3,8 раза – в зависимости от динамики цены на нефть. Таким образом, расходы Белоруссии на импорт газа из РФ в 2008 году (21,2 млрд кубометров) составили при эффективной цене примерно 120 долларов за тысячу кубометров около 2,5 млрд рублей.

Во-вторых, Белоруссия хочет упразднения таможенной пошлины на поставляемую из России нефть. В 2008 году ставка экспортной спецпошлины на нефть рассчитывается с применением коэффициента 0,335 к российской пошлине на нефть (соответствует 80% объема белорусских экспортных пошлин на нефтепродукты), в 2009 году коэффициент вырастет до 0,356 (85%). Действие данного соглашения заканчивается в 2009 году. В-третьих, Минск настаивает на прекращении препятствий для доступа белорусских товаров на российский рынок.

С другой стороны, Россия предполагает, что экономика Белоруссии не так уж стабильна, а политическая система не так уж безупречна. И пытается диктовать свои условия, в частности, по стабилизационному кредиту в 2 млрд долларов, половину которого республика уже получила, а половину – пока нет, и по ценам на газ – они должны стать общеевропейскими к 2011 году.

Такая ситуация взаимного давления может продолжаться сколь угодно долго до тех пор, пока Александр Лукашенко не получит «четкой информации, что система его лоббирования в России сломалась и уже не работает», полагает Романчук. «Пока он не получит такого подтверждения, что Кремль заблокировал старых лоббистов, он не изменит риторику. В частности, выполнение договоренностей о неизбежности перехода на мировые цены на энергоносители до 2011 года будет означать, что поддержка окончилась. Если нет, то Лукашенко в очередной раз переиграет Путина–Медведева», – уверен белорусский аналитик.

С одной стороны, России невыгоден разрыв с практически единственным, хоть и ненадежным ситуативным союзником. С другой стороны, великой державе негоже идти на поводу у соседа, успех которого держался и во многом держится до сих пор на поддержке Москвы. В случае неудачи – это необходимо помнить – батька непременно поднимет волну критики в адрес России за промедление в интеграции и пренебрежение интересами верного друга – Белоруссии. Поэтому не исключено, что Минску все же удастся настоять на приемлемых для него условиях. Или почти приемлемых.