Крайне чувствительный документ

10 декабря 2008, 10:03

Премьер-министр РФ Владимир Путин не прислушался к акциям протеста, прошедшим по всей стране и все-таки подписал постановление правительства «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств». Согласно документу, повышаются импортные пошлины на легковые и грузовые автомобили, а также меняется с семи до пяти лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных. Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его опубликования. Дальневосточные автомобилисты уже предложили премьеру пойти дальше в процессе поддержки отечественного автопрома и пересадить всех чиновников на продукцию АвтоВАЗа.

Предложения по повышению импортных пошлин и снижению порога по срокам эксплуатации были подготовлены в рамках пакета мер по снижению губительных для отечественного автопрома последствий мирового финансового кризиса. Проект постановления был внесен в правительство 14 ноября. Как напоминает «Российская газета», министр промышленности и торговли Виктор Христенко просил премьер-министра ускорить принятие такого решения, так как «этот документ крайне чувствительный для развития отечественной автоотрасли». А две недели назад правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Виктором Зубковым одобрила общие принципы повышения таможенных пошлин на импортные автомобили.

Как сообщает пресс-служба правительства, импортные пошлины на легковые автомобили со сроком эксплуатации от одного до пяти лет повышаются в среднем с 25% до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя). Ввозные пошлины на малолитражки (с объемом цилиндров двигателя не более 1 тыс. куб. см), с момента выпуска которых прошло более пяти лет, устанавливаются в размере 2,5 евро за 1 куб. см объема двигателя (ранее на автомобили, с момента выпуска которых прошло более семи лет, действовала ставка 1,4 евро за 1 куб. см объема двигателя). Пошлины на легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 1 тыс. куб. см, но не более 1,5 тыс. куб. см, с момента выпуска которых прошло более пяти лет, устанавливаются в размере 2,7 евро за 1 куб. см объема двигателя (ранее на аналогичные автомобили сроком эксплуатации более семи лет была ставка 1,5 евро за 1 куб. см объема двигателя). Легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 1,5 тыс. куб. см, но не более 3 тыс. куб. см сроком эксплуатации более пяти лет будет теперь облагаться импортной пошлиной в размере 2,9 евро за 1 куб. см объема двигателя (ранее на аналогичные автомобили сроком эксплуатации более семи лет была ставка 1,6 евро за 1 куб. см объема двигателя). Легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 1,8 тыс. куб. см, но не более 3 тыс. куб. см сроком эксплуатации более пяти лет будет теперь облагаться импортной пошлиной в размере 4 евро за 1 куб. см объема двигателя (ранее на аналогичные автомобили сроком эксплуатации более семи лет была ставка 2,2 евро за 1 куб. см объема двигателя). Ввозные пошлины на легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 3 тыс. куб. см, с момента выпуска которых прошло более пяти лет, устанавливаются в размере 5,8 евро за 1 куб. см объема двигателя (ранее на автомобили, с момента выпуска которых прошло более семи лет, действовала ставка 3,2 евро за 1 куб. см объема двигателя). В итоге абсолютный размер ставки на легковые автомобили старше пяти лет в зависимости от объема двигателя составит от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см. Помимо этого, повышаются импортные пошлины на самосвалы, тракторы и автобусы: для этих категорий транспортных средств порог по срокам эксплуатации также снижается с семи до пяти лет.

Дальневосточные сайты отреагировали на эту новость предсказуемо. «Правительство отправило в нокаут „частный” автобизнес на российском Дальнем Востоке», «Дальневосточников в Москве не услышали» – вот лишь некоторые оценки. Во многих городах России 22 ноября уже прошли акции протеста против повышения пошлин. Одной из самых масштабных стала акция протеста во Владивостоке. В тот день около тысячи машин с включенными фарами и непрерывно сигналя колонной проехали по центральным улицам. На них были размещены плакаты: «Хватит кошмарить народ», «Запрет автобизнеса — крах Приморья», «Запретительные пошлины – выстрел в народ». Лидер Общества защиты автомобилистов Приморья, единоросс, депутат думы Владивостока Дмитрий Пенязь подчеркивал, что только во Владивостоке около 100 тыс. человек в той или иной мере заняты в автомобильном бизнесе. Фактически ликвидируя эту отрасль, власти «ведут дело к отторжению края от России». Эксперты уже прогнозируют, что высокие пошлины на подержанные иномарки приведут к сокращению рынка. Подержанных автомобилей в 2008 году, по прогнозам, будет продано около 350 тыс. С повышением пошлин уже в 2009 году этот рынок сузится до 210-250 тыс. в год.

Как отмечает РИА PrimaMedia, очередное повышение пошлин вызовет новую волну акций протеста автомобилистов России. Но вряд ли эти акции что-то изменят. «Сможем сплотиться и отстоять свое право на доступный автомобиль для большей части населения, независимо от расположения органов управления этим автомобилем, – победим. А промолчим – завтра сядем на самокаты. А на автомобилях будут ездить только чиновники и олигархи», – говорил ранее Дмитрий Пенязь. Во Владивостоке уже в ближайшее воскресенье, 14 декабря, пройдет общероссийская акция протеста против повышения таможенных пошлин на автомобили. Акция пройдет в форме пикета на Корабельной набережной. В этот же день в Приморье планируется создать новую организацию, которая будет отстаивать права автомобилистов. Участники намерены обратиться к президенту России и предложить ему своим указом пересадить весь чиновничий аппарат на продукцию АвтоВАЗа и проблемных российских заводов. Еще одним шагом в борьбе за свои права станет обращение в прокуратуру с требованием проверить законность решения правительства о повышении пошлин, в том числе соответствие его нормам антимонопольного законодательства. Будет направлен запрос депутатам Госдумы от Приморья с вопросом, что лично они предприняли, чтобы защитить своих избирателей, а также с целью прояснить их позицию по решению о повышении таможенных пошлин на автомобили.