Страшный сон

Анна Кустова, Ольга Шевцова
12 декабря 2008, 16:54

Сенат США заблокировал законопроект о выделении 14 млрд долларов для финансовой поддержки американских автопроизводителей. В администрации президента Буша подчеркивают, что уже почти неминуемая волна банкротств среди крупных предприятий автомобильной промышленности может оказаться фатальной для этого рынка, оставит безработными тысячи людей и нанесет очередной удар по экономике страны.

Сбылись самые большие опасения – республиканская часть сената заблокировала законопроект по предоставлению финансовой помощи американскому автопрому, в частности двум автогигантам – GM и Chrysler. Напомним, что представители еще одного члена «большой автомобильной тройки» – Ford – недавно заявили, что в отличие от конкурентов их компания сейчас не испытывает недостатка в оборотных средствах, однако заинтересована в кредите в будущем. Как пишет сегодня The Times, план предоставления антикризисных займов автопроизводителям провалился в сенате из-за разногласий республиканцев и демократов.

В центре длившихся целый день переговоров был вопрос о реструктуризации долгов автокомпаний и о приведении заработной платы рабочих к уровню азиатских конкурентов. Во время закрытого заседания по последнему вопросу республиканцы дали понять, что они не предоставят автопроизводителям федеральную помощь, пока профсоюз работников автомобильной промышленности не согласится на урезание зарплат в следующем году. Демократы же предлагали снизить зарплаты на более длительный период, сообщает The Wall Street Journal. В итоге законопроект не набрал необходимых 60 голосов из 100 («за» высказались 52 сенатора).

Фиаско последовало за беспрецедентным марафоном переговоров на Капитолийском холме между представителями автопрома и законодателями о предоставлении антикризисных займов. Накануне Джордж Буш и Барак Обама призвали сенаторов проголосовать за закон, который в среду был принят палатой представителей. «Мы просто не можем стоять в стороне и наблюдать, как приходит в упадок целая отрасль», – отметил будущий глава Белого дома. Тот факт, что республиканцы выступили против несмотря на то, что нынешний президент выступает за помощь автопрому, по мнению американских аналитиков, демонстрирует, что он уже не способен командовать собственной партией.

Автомобильная промышленность обеспечивает 3 млн рабочих мест в США. Непосредственно в компаниях GM, Ford Motor и Chrysler, которые обратились за помощью к правительству, в США работают около 250 тыс. человек. Под угрозой могут оказаться еще 100 тыс. рабочих мест в компаниях, поставляющих автопроизводителям запасные части. Как утверждают сами автогиганты США, в стране каждый десятый работающий так или иначе связан с автомобильным сектором. При этом напомним, что уровень безработицы в Америке уже сейчас составляет 6,7% и продолжает стремительно расти.  «Отклонение плана спасения автопроизводителей угрожает потерей работы миллионам людей, а хотя бы одно банкротство в отрасли неизбежно спровоцирует другие», – считает стратег «Уралсиба» Кристофер Уифер.

В Белом доме выразили разочарование тем, что сенат «не смог проявить себя в действии», и заявили, что рассматривают теперь варианты дальнейших действий. «Жаль, что конгресс не смог принять решение, – заявил официальный представитель Белого дома Тони Фратто. – Мы определим свои действия в свете решения конгресса». Фратто, однако, не стал уточнять, что имеется в виду. Он отметил, что данный законопроект представлял собой лучший способ избежать неконтролируемого банкротства автогигантов и гарантировал, что деньги налогоплательщиков пойдут именно в эти компании. Аналитики не исключают, что сенат вернется к рассмотрению вопроса о предоставлении помощи автопрому в январе, когда в палате представителей и в сенате по итогам ноябрьских выборов увеличится демократическое большинство.

Сразу после голосования спикер палаты представителей конгресса США демократка Нэнси Пелоси распространила в Вашингтоне заявление, в котором назвала позицию сенаторов-республиканцев, отказавшихся поддержать законопроект о помощи автопрому, «безответственной, особенно во время экономических трудностей». «Последствия отказа сенатских республиканцев могут быть разрушительными для нашей экономики», – предупредила Пелоси. Она считает, что единственным остающимся сейчас вариантом для поддержки автопрома будет немедленное указание президента министру финансов США Генри Полсону об использовании «каких-либо других краткосрочных возможностей для финансового содействия», включая средства, выделенные для стабилизации финансовых рынков, и возможности Федеральной резервной системы США.

Новость о том, что сенат США заблокировал план финансовой поддержки американских автопроизводителей, появилась уже после окончания торгов на американских фондовых площадках. «Я даже боюсь смотреть завтра на Уолл-стрит. Картина вряд ли будет приятной», – сказал сенатор Рид от Демократической партии. «Уже утром фьючерсы на американские индексы обвалились на 4,5%», – говорит эксперт «БКС экспресс» Дмитрий Савченко. Пессимизм царит и в Азии: котировки акций Honda Motor Co. и Nissan Motor Co. снизились более чем на 11% на опасениях, что вероятное банкротство General Motors и Chrysler нанесет ущерб поставщикам комплектующих, которые обслуживают также азиатских производителей, сообщает Bloomberg. Это угроза и для производителей стали и шин, отметил аналитик сингапурского офиса ABN Amro Private Bank Дафн Рот.

Фьючерсы на S&P 500 упали на 4,3%, японский Nikkei и гонконгский Heng Seng потеряли более 5%. Фьючерсы на нефть подешевели в пятницу на 5% и достигли на Нью-Йоркской товарной бирже 45,52 доллара за баррель. Доллар снизился к иене до 13-летнего минимума – 89,89 иены за доллар. «Вероятность банкротства автопрома Штатов выросла, и последующий после этого процесс списания долгов автогигантов заставит банки по всему миру расстаться, по некоторым оценкам, с 1 трлн долларов. Тут в игру вступят пресловутые CDS, убытки по которым приведут к банкротству ряда западных банков. В общем, зацепит всех», – резюмирует Савченко.

При этом участники рынка ожидают дальнейшего развития событий вокруг трех гигантов автомобильного сектора США. «Сегодня могут выйти новости о плане спасения, которые, безусловно, повлияют на ход торгов на всех мировых фондовых рынках, – говорит аналитик ГК „Алор” Наталья Лесина. – Правительство США будет разрабатывать план дальнейших действий для спасения автопрома».

Тем временем лауреат Нобелевской премии этого года Пол Кругман придерживается мнения, что американский автопром спасти уже невозможно. Действенность предлагаемых мер может быть только краткосрочной, утверждает этот экономист. С ним согласны и многие другие специалисты, по мнению которых вовсе не финансовый кризис является причиной, поставившей автокомпании на грань несостоятельности. Кризис стал лишь последней каплей в массе проблем, которые автопроизводители никак не могли решить.