Замедляя ход

12 декабря 2008, 14:18

10 декабря на селекторном совещании президент РЖД Владимир Якунин объявил о том, что в ноябре снижение погрузки составило более 20%. При этом более чем вдвое снижена погрузка железной руды, на 39% – черных металлов, почти в четыре раза – лома черных металлов, на 23% – строительных грузов, на 45% – удобрений. В целом сокращение погрузки произошло практически по всей номенклатуре грузов (36 позиций из 40). Прирост удалось обеспечить только по перевозкам каменного угля, комбикормов, хлопка, мяса и масла. Ситуация в декабре, по словам Якунина, будет еще хуже – в соответствии с заявками филиалов РЖД – железных дорог план компании по погрузке в этот месяц на 28% ниже уровня прошлого года.

В этих условиях президент РЖД объявил о введении на железных дорогах режима жесткой экономии и персональной ответственности работников за выполнение графиков работы и планов перевозок. «Мы принципиально пошли на это, учитывая, что реальное предъявление грузов еженедельно падает. Но повторю еще раз – это показатели, сформированные железными дорогами, и об их невыполнении просто не может идти речи. Каждый руководитель, каждый трудовой коллектив, каждый работник должен понимать: только объем работы и сбалансированность затрат с доходными поступлениями оправдывают его нахождение на рабочем месте, получаемую заработную плату и социальные льготы», – подчеркнул Владимир Якунин.

На примере Кубышевской железной дороги (КбшЖД, снижение объемов перевозок за октябрь составило 9,6%) антикризисные мероприятия выглядят следующим образом. В 2009 году КбшЖД должна сократить свои расходы на 3,14 млрд рублей. В эту сумму входит оптимизация штата за счет ухода сотрудников пенсионного возраста (при этом на освободившиеся должности набор новых сотрудников производиться не будет). Планируется совмещение и замещение должностей. При этом, как заверяет пресс-служба КбшЖД, эти изменения не коснутся тех сотрудников, которые задействованы в организации движения и обеспечении безопасности поездов. Кроме того, Куйбышевская железная дорога планирует снизить расходы за счет модернизации локомотивов, снижения потребления электроэнергии и топлива и внедрения рационализаторских предложений по повторному использованию отремонтированных узлов и деталей. По словам сотрудников КбшЖД, на этой дороге уже применяется объединение поездов, некоторые станции магистрали переведены только на дневную работу, ожидается изменение режима работы сортировочных горок.

При этом пока неясно, в каком размере в условиях падения объема перевозок РЖД будут сокращать свою инвестпрограмму на будущий год. В конце октября РЖД удалось закончить один из самых крупных инвестпроектов последнего времени , внесенный в список приоритетных мероприятий Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, – модернизацию участка железной дороги Сызрань (Самарская область)–станция Сенная (Саратовская область), которая началась еще в 2004 году. Объем инвестиций, вложенных в расширение и электрификацию этого участка дороги за это время, составил почти 29 млрд рублей. По мнению Владимира Якунина, завершение этого проекта обеспечит увеличение грузопотока в направлении Кузбасс–Азово-Черноморский транспортный узел на период до 2015 года более чем в два с половиной раза, позволит ускорить оборот грузовых вагонов и значительно сократит эксплуатационные расходы железнодорожников по сравнению с тепловозной тягой. Кроме того, РЖД это дает возможность в несколько раз увеличить перевозки нефти и нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов Поволжья, Башкирии и Татарстана, а также угля и металла с предприятий Урала и Кузбасса, следующих на экспорт через южные порты.

Очевидно, это стало последней докризисной инвестицией, которую РЖД успели завершить в полном объеме в назначенные сроки. Как заявила пресс-служба РЖД, в ноябре железнодорожники обсуждали финансирование своей инвестпрограммы с семью крупнейшими отечественными банками (ВТБ, Банк Москвы, Газпромбанк, Международный промышленный банк, банк «Уралсиб», Транскредитбанк и Сбербанк России), однако конкретику переговоров уточнять не стала. Судя по тону высказываний, прозвучавших 10 декабря, особые надежды руководство РЖД возлагает на рост контейнерных перевозок по железной дороге. В октябре стартовал проект Красноярской железной дороги, «Трансконтейнера» и предприятий лесоперерабатывающей промышленности Красноярского края по перевозке пиломатериалов в контейнерах из Лесосибирска в египетский порт Александрия через порт Ростов. Месяцем позже «Трансконтейнер» и словацкая компания «Карго» подписали договор о долгосрочной (на 15 лет) аренде грузового терминала в Добре (Восточная Словакия), который будет использован для формирования устойчивого контейнеропотока из портов Северной Адриатики в Россию и другие страны СНГ. «Нам надо активизировать борьбу за транзитные перевозки контейнеров, прежде всего через Транссиб. При этом ради привлечения объемов еще раз нужно вернуться к вопросам тарифной политики и при условии жесткого государственного контроля за услугами портовиков найти взвешенное решение по повышению привлекательности Транссиба. Еще раз повторяю – необходимо бороться за каждую тонну груза и за каждый рубль выручки», – отметил в этой связи Владимир Якунин.

В нынешних условиях РЖД будут вынуждены искать новые источники поступления средств для своего существования. Проще всего, конечно, заложить их в тарифы на перевозку. Однако, возможно, у железнодорожников наконец-то дойдут руки до того, чтобы, как во всем мире, превратить из источника расходов в доходные места, например, свои вокзалы. Разговоры об этом ведутся с начала образования компании, но до реального дела они пока так и не дошли.