Курс на бездефицитность

15 декабря 2008, 13:00

«Эффективный бюджет» был принят сегодня на сессии законодательного собрания Иркутской области. Главный финансовый документ, по которому регион встретит «год экономии», имеет доходную часть в размере 60,3 млрд рублей, а расходную – 61,7 млрд рублей. Существующий дефицит депутаты считают техническим, отмечая, что в целом бюджет получился практически бездефицитным. Какой ценой – рассказ ниже.

К голосованию за главный финансовый документ региона депутаты подошли ответственно: на сессии присутствовали 45 человек из 50 возможных, «конструктивный подход» к документу со сложной судьбой продемонстрировали 38 народных избранников (при необходимом кворуме в 25 человек), пятеро коммунистов традиционно проголосовали против, а двое законотворцев по каким-то причинам не смогли отдать свой голос. Таким образом, в новый год новый субъект РФ, образованный в результате слияния Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, войдет со своим первым полноценным бюджетом. После принятия бюджета во втором и третьем чтениях зампред правительства Иркутской области Александр Ведерников поблагодарил депутатов за конструктивную работу. А зампред иркутского парламента Геннадий Истомин предупредил коллег, что доказывать необходимость увеличения объемов трансфертов из федерального бюджета придется теперь громко и желательно совместными усилиями. Главная задача всех ветвей власти – в течение следующего года увеличить трансферты до 17-20 млрд рублей, потому что внутри региона денег нет. «Во время предыдущих созывов законодательного собрания мы знали, что сотни миллионов и миллиарды рублей уходили из бюджета. И все понимали, куда они уходили, – сказал по этому поводу лидер иркутских коммунистов Сергей Левченко. – С сегодняшним бюджетом некоторым даже своровать нечего будет».

Корректировка первой версии бюджета нового губернатора Игоря Есиповского, составленной по оптимистичному экономическому прогнозу, проводилась в авральном режиме. Губернатору экспортно ориентированной Иркутской области в Москве настоятельно посоветовали сделать бюджет бездефицитным, ведь падение цен на сырьевых биржах напрямую отразится на ухудшении экономических показателей региона. По возвращении в Иркутск Есиповский отозвал бюджет. Сверстанный за две недели новый документ получился практически бездефицитным: разрыв между доходами и расходами в размере 1 354 183 тыс. рублей, или 2,9% от доходов, без утвержденного объема безвозмездных поступлений позволил региональному финуправлению отрапортовать в Минфин о существовании «технического» дефицита. По расходной части бюджет-2009 наиболее близок к параметрам 2008 года. Доходная часть меньше всего на 7%, зато дефицит устранен на 79,5%.

Тем не менее главный финансовый документ области вызвал шквальную критику депутатов, глав муниципальных образований и контрольно-счетной палаты Иркутской области. «Мы хотели бы обратить внимание разработчиков законопроекта на привлечение средств федеральных целевых программ, – пояснила председатель КСП Ирина Морохоева. – Кроме того, стоило бы приложить усилия к тому, чтобы по объему госдолга Иркутская область выходила на средние параметры по РФ. Третья проблема документа – несбалансированность бюджетов муниципалитетов, и, наконец, актуален вопрос с кредиторской задолженностью».

Последний вопрос реально актуален. К тому времени как мир почувствовал кризис ликвидности, регион плотно «сидел» на заимствованиях. Из 2,8 млрд рублей, которые Иркутская область планировала привлечь до конца 2009 года, почти всю сумму пришлось бы потратить на обслуживание 5-миллиардных кредитных обязательств. Долги оказались второй по размеру статьей бюджетных расходов Иркутской области и в 2009 году и составили более 8,5 млрд рублей, или 7% регионального бюджета. С приходом кризиса ликвидности у региона появились проблемы с рефинансированием долговых обязательств. Большую часть конкурсов на привлечение долговых облигаций агентство по госзаказам признало несостоявшимися – за отсутствием желающих дать в долг под низкие проценты. Из коммерческих кредитов, на которые область рассчитывала до конца этого года, удалось получить только два транша от Байкальского банка Сбербанка России на 1,2 млрд рублей. Власти рассчитывают, что госбанк будет щедрее и прокредитует регион еще на 3 млрд рублей.

Составляя расходную часть бюджета, финуправление администрации региона обязано было учитывать и увеличение минимального размера оплаты труда с 1 января следующего года в соответствии с федеральным законодательством (до 4 330 рублей). Перед правительством Иркутской области стояла задача не только вылезти из долговой ямы, но и увеличить межбюджетные трансферты муниципалитетам до 41,7 млрд рублей, где 4,3 млрд рублей составляли дотации, 10,1 млрд – субвенции и 4,7 млрд – субсидии. Поддержка муниципальных образований региона, где заработная плата работникам бюджетной сферы составляет более 30% местного бюджета, заняла 38% объема областного бюджета. Причем в проекте бюджета вовсе не учитывалась кредиторская задолженность муниципалитетов и областных учреждений.

Кстати, и увеличивать доходную часть бюджета правительство Иркутской области планирует в первую очередь за счет муниципалитетов. Для начала региональные власти провели через законодательное собрание поправки, забирающие у городов-доноров налоговые поступления на общую сумму 3,8 млрд рублей (15% налога на доходы физлиц, НДПИ, транспортный налог и налог с прибыли предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения) – от этих нововведений больше всех пострадал Иркутск, лишившийся 1,5 млрд рублей. Потом субъект федерации отобрал у муниципалитетов право распоряжаться ставками на аренду земли и муниципального имущества, увеличив их до максимально возможного уровня – 2%. Следом правительство грозится разобраться с предприятиями, которые используют «серые схемы» ухода от уплаты налогов.

Пока исполнительная власть пытается изыскать дополнительные финансовые резервы, законодательной предложили сократить расходы. К чести законодательного собрания начали депутаты с себя. Расходы на собственное содержание в 2008 году законодатели сократили на 11,9 млн рублей. Но, конечно, этот красивый жест мало что меняет. Поэтому перед принятием бюджета в первом чтении депутаты на 4,7 млрд рублей урезали 30 областных целевых программ. Теперь на исполнение программ «Профилактика безопасности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-инвалиды», «Старшее поколение», «Социальная реабилитация и адаптация инвалидов» и многих других в бюджете предусмотрено всего 1,9 млрд рублей. Самыми пострадавшими от секвестрирования оказались сельское хозяйство (336 млн в 2009 году на фоне 941 млн в 2008 году), образование (5,3 млрд рублей, что на 76,5% покрывает расчетную потребность) и здравоохранение (5 млрд рублей, или 82% от расчетной потребности). Сохранение таких объемов финансирования в статьях, связанных со здравоохранением, в нынешней ситуации равнозначно подвигу. Финансирование других статей (например, связанных с национальной экономикой) осуществляется лишь на 70% от расчетной потребности. «Мы не должны на 500 млн снижать финансирование медикаментов в больницах и урезать расходы на питание до 60% от расчетной потребности, – заявил главный врач факультетских клиник ИГМУ. – Я очень хотел бы, чтобы кредиторская задолженность 61 медицинского учреждения областной собственности не легла на плечи главврачей в текущих расходах 2009 года. Я хотел бы, чтобы к нам повернулись лицом».

Несмотря на секвестрирование, более 22 млрд рублей, или 36% ресурсов областного бюджета, направлено на социальные программы и меры по поддержке населения в период кризиса. Так, на 17% увеличилась статья для финансирования расходов по обязательному медицинскому страхованию жителей региона, потерявших работу (3,1 млрд рублей). Более 3 млрд предусмотрено на обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях, 5,7 млрд отводится на проекты в сфере национальной экономики, 700 млн на сельское хозяйство, 600 млн на продолжение строительства ангарского моста и 200 млн на ЖКХ. Федеральные трансферты в 2009 году предусматриваются в размере 14 млрд рублей.