«Сибирские» интриги

15 декабря 2008, 18:27

Владельцы авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) направили президенту Дмитрию Медведеву официальное письмо, в котором указывают на оказываемое на них давление со стороны руководства Минтранса. «По сути, кризисная ситуация в отрасли используется для поглощения авиакомпании „Сибирь” при активном включении административного ресурса. При этом господдержка, изначально нацеленная на стабилизацию рынка, используется как инструмент недобросовестной конкуренции», – отмечается в письме гендиректора S7 Владислава Филева.

По словам Филева, 17 октября в личной беседе с ним министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что «крайне заинтересован в объединении „Аэрофлота” и „Сибири”». А уже 19 ноября помощник министра транспорта Александр Юрчик сообщил ему по телефону, что поддержка S7 «не является приоритетом для государства», однако средства господдержки зарезервированы и будут оперативно предоставлены, если тот согласится на слияние с «Аэрофлотом». При этом, как следует из письма, Юрчик подчеркивал, что действует по поручению министра.

«20-21 ноября зампред правления Сбербанка Евгений Королев и старший вице-президент ВТБ Валерий Лукьяненко поставили решение вопроса о кредитовании „Сибири” в зависимость от позиции Минтранса», – добавляет Филев. «При распределении средств господдержки предпочтение было отдано „Аэрофлоту”, который и без того имеет безвозвратную и безвозмездную субсидию около 500 млн долларов в год в виде так называемых роялти, или компенсационных сборов с иностранных авиакомпаний, осуществляющих полеты по транссибирскому маршруту», – отмечается в открытом письме. Между тем по итогам 2007 года показатели рентабельности «Аэрофлота», очищенные от роялти, выглядят хуже (около –5%) в сравнении с «Сибирью» (0,35%). Операционные расходы на одного пассажира у «Аэрофлота» составляют 10,76 тыс. рублей, у «Сибири» вдвое меньше – 5,3 тыс. рублей. «Таким образом, за счет государственных средств поддерживается неэффективный, неконкурентоспособный бизнес», – отмечает Владислав Филев. Глава S7 также отмечает, что, подталкивая авиакомпанию «Сибирь» к слиянию с «Аэрофлотом», Игорь Левитин выступает как председатель совета директоров «Аэрофлота».

Аналогичные официальные письма направлены руководителю ФАС России Игорю Артемьеву и первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

Напомним, что о намерении «Аэрофлота» начать объединение с S7 стало известно в начале октября, когда гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов направил в Минтранс письмо с просьбой поддержать предложение о передаче госпакета «Сибири» в АО «Аэрофлот» и инициировать разработку необходимых для этого нормативных актов. Он указывал, что такая передача необходима как первый этап объединения компаний. «Для консолидации внутренних перевозок в настоящий момент мы прорабатываем возможность приобретения авиакомпании S7 – второго по величине перевозчика на внутреннем рынке страны», – отмечалось в документе.

Однако на прошлой неделе «Аэрофлот» официально сообщил, что приостановил переговоры с частными акционерами «Сибири» о покупке акций. Валерий Окулов сообщил, что менеджмент компании «рассматривал более серьезное, более тесное сотрудничество с авиакомпанией „Сибирь”, однако предварительный анализ этих возможностей показывает, что на данном этапе оно вряд ли возможно».

Кроме того, накануне стало известно, что акционеры S7, супруги Владислав и Наталья Филевы, продали компанию «Глобус» (Globus), специализирующуюся на чартерных перевозках. Как сообщил информагентствам источник, близкий к сделке, «Globus был продан структурам, близким к акционерам „Ист лайна” за долги». Напомним, «Ист лайн» управляет московским аэропортом Домодедово, который является для S7 Group аэропортом базирования. Источник отказался сообщить параметры сделки, в том числе сумму долга перед структурами «Ист лайна», однако ранее руководство S7 сообщало, что общий размер задолженности компании перед поставщиками топлива и услуг составляет около 4 млрд рублей, из которых около 1 млрд – задолженность за аэропортовое обслуживание. Источник также отметил, что руководство Globus со сменой собственника не поменялось – гендиректором компании по-прежнему остается Александр Стеблин.

Чартерная компания Globus в структуре S7 Group была создана в 2008 году, она начала производственную деятельность в апреле этого года, перевезя с тех пор около 500 тыс. человек. По итогам этого года Globus, как ожидается, получит чистую прибыль на уровне 9 млн долларов.