Трутнев — за «Уралкалий»

4 декабря 2008, 15:31

Глава Министерства природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев (кстати, в недавнем прошлом — губернатор Пермской области) сегодня заявил, что «Уралкалий» не виноват в аварии, произошедшей на одном из ее рудников в Березниках в 2006 году. «Считаю, что рассмотрение вины “Уралкалия” в этом вряд ли уместно», — сказал он журналистам. Заявление Трутнева показывает, что в кругах правительственных чиновников нет единого мнения о том, признавать ли вину компании в аварии или списать все на неразумную природу.

Об этом же говорит тот факт, что работа комиссии по расследованию причин аварии на руднике «Уралкалия» в Березниках была накануне продлена на две недели. Хотя материалы расследования были собраны, как и требовал вице-премьер Игорь Сечин, к 1 декабря, а во вторник в Ростехнадзоре прошло заседание комиссии, никакого решения на нем принято не было. Планируется, что результаты второго расследования будут обсуждаться уже после 20 декабря. Инвесторы и аналитики ждали выводов новой комиссии. Накануне СМИ сообщали, что мнения участников расследования разделились. Одни считают, что компания не имеет отношения к затоплению. Другие, напротив, что «Уралкалий» должен компенсировать затраты на строительство нового участка железной дороги. Сегодня в стан защитников компании записался глава Минприроды Юрий Трутнев. Он напомнил, что лицензия на разработку месторождения калийных солей была выдана компании государством. При этом предпосылки обрушения грунта возникли еще в 1950-х годах. «Работы на руднике велись в 1950-е годы. Это не ошибка сегодняшнего управления компании, эта ошибка сделана была уже тогда или, может, еще раньше», — сказал он. Он также добавил, что сейчас в мире затопляются десятки калийных шахт. «Только в Канаде таких шахт насчитывается около 80. Ни одну из них спасти не удалось», — сказал он. При этом, по словам министра, в мировой практике не принято строительство над такими шахтами каких-либо объектов. «В случае же с “Уралкалием” главная ошибка произошла в 1935–1937 годы, когда над рудником было решено строить город. Город надо было строить на правой стороне реки, где сейчас мы строим микрорайон. Но люди просто сэкономили на строительстве моста», — сказал Трутнев.

Напомним, в начале октября стало известно, что по поручению вице-премьера Сечина была создана комиссия для проведения нового расследования причин аварии, произошедшей на Первом руднике «Уралкалия» в октябре 2006 года. Тогда на одном из участков старейшего в компании Первого рудника был зафиксирован повышенный неконтролируемый приток подземных вод, что привело впоследствии к провалу. Работа рудника была прекращена, а производственные планы компании пересмотрены. В результате этого пришлось переносить участок железной дороги, объекты ТЭЦ-10, а также переселять жителей Березников. 28 октября 2006 года комиссия по расследованию причин аварии, созданная Ростехнадзором, провела расследование причин затопления и пришла к выводу, что главной его причиной стала «ранее неизвестная геологическая аномалия», а отработка запасов на аварийном участке проводилась в соответствии с нормативными документами того времени. Обстоятельства, предшествующие аварии, были классифицированы комиссией как «чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях, не зависящие от воли всех участников правоотношений». Но спустя два года Сечин вдруг поручил пересмотреть эти выводы. Наблюдатели расценили этот шаг однозначно — как попытку государства заставить «Уралкалий» компенсировать хотя бы часть ущерба, причиненного аварией на руднике. Дело в том, что размер провала, который уже окончательно затоплен, постоянно расширяется. В связи с чем растет и объем затрат на ликвидацию последствий этой техногенной катастрофы. Так, объем расходов в РЖД на строительство новой ветки оценили в 14,1 млрд рублей, в ТГК-9 перенос оборудования ТЭЦ-10 из аварийной зоны — в 2,3 млрд рублей. Миллиарды рублей из бюджета, прежде всего федерального, вкладывается и в расселение людей из опасной зоны.

В «Уралкалии» поначалу удивились данному решению, заявив, что выводы первой комиссии «отражают реальные причины затопления Первого рудника». Но в этой ситуации акции компании рухнули более чем на 60%. И в конце ноября «Уралкалий» сообщил, что готов компенсировать стоимость строительства новой 53-километровой железнодорожной ветки в обход аварийного участка, которой вместе с «Уралкалием» будут пользоваться и другие предприятия Верхнекамско-Березниковского узла (в частности, корпорация «ВСМПО-Ависма» и «Сильвинит»). Речь может идти о 270 млн долларов. РЖД оценивали стоимость строительства этого участка в 13,6 млрд рублей (около 478 млн долларов). 3 млрд рублей из этой суммы должно было выделить государство, столько же — сама монополия. Дефицит стоимости проекта и предложил оплатить «Уралкалий». Рынок на эту новость отреагировал позитивно, акции компании выросли.