Дополнительные условия

9 декабря 2008, 15:16

Лидеры демократического большинства в конгрессе и Белый дом завершают согласование законопроекта об оказании срочной помощи крупнейшим американским автопроизводителям. Согласно данным The Wall Street Journal, проект закона предусматривает, что правительство получит варранты на акции этих компаний на сумму, составляющую как минимум 20% от суммы кредита. Производители также вынуждены будут согласиться на ограничение зарплат топ-менеджеров и дивидендов.

В случае с General Motors государство может получить большую долю в компании, что нанесет ущерб интересам существующих акционеров. GM хотела бы получить около 10 млрд долларов, а рыночная капитализация компании составляет 3 млрд долларов. Предполагается, что автоиндустрия, как и финансовый сектор, пройдет реструктуризацию, подобную реорганизации, осуществляемой в процессе банкротства. Надзор за реализацией программы будет осуществлять чиновник, назначенный президентом Джорджем Бушем.

В частности, этот чиновник будет посредником на переговорах между профсоюзами, менеджментом, кредиторами, смежниками, а также сможет контролировать все сделки компаний на сумму более 25 млн долларов.

В проекте закона ничего не говорится о судьбе нынешнего менеджмента компаний. В то же время законодатели оказывают давление на главу General Motors Рика Вагонера, настаивая на его отставке.

Напомним, что законопроект предусматривает предоставление около 15 млрд долларов, что должно позволить автокомпаниям продержаться до марта. Предполагается, что средства на поддержку «детройтской тройки» будут выделены из программы, которая изначально предназначалась для финансирования внедрения технологий, позволяющих экономить топливо. В свою очередь, президент США Джордж Буш в понедельник в интервью телекомпании «Эй-би-си» заявил, что следует тщательно проверить все аспекты функционирования автомобильных компаний, поскольку «не следует вкладывать хорошие деньги в плохое место».

Интересно, что вчера General Motors разослал открытое письмо к автовладельцам, названное «Обязательства GM перед американским народом», в котором признался, что автомобили, сходящие с конвейера его заводов, имеют порой низкое качество и плохой дизайн. Руководство компании говорит в нем, что компания слишком увлеклась выпуском внедорожников – автомобилей, которые составляли основную прибыль компании лет десять назад. «Мы признаем, что мы принесли вам разочарование. Мы порой нарушали ваше доверие, позволяя нашему качеству падать ниже принятых в индустрии стандартов, а наши дизайны оказывались невзрачными», – говорится в письме.

Письмо General Motors распространено в виде платной рекламы в специализированных автомобильных изданиях. В своем обращении компания признает и другие ошибки: «Мы расширили число наших марок и дилеров до такой степени, что перестали уделять адекватное внимание нашему главному рынку в США». Кроме того, компания открыто заявила, что «чрезмерно сместила продукцию в сторону пикапов и внедорожников». А вот заметить вовремя снижение спроса на этот класс автомобилей руководство GM не смогло. Потому только в течение последнего года компания запоздало начала переключаться на более экономичные и компактные автомобили.