Железнодорожный пессимизм

29 января 2009, 16:00

«Российские железные дороги» (РЖД) полны пессимизма – за три недели января перевозки упали на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аналогичную цифру (30-35%) падения погрузок в естественной монополии прогнозируют и на все первое полугодие этого года.

Перевозки по железным дорогам, в первую очередь из-за снижения объемов производства добывающих, металлургических компаний и производителей строительных материалов, начали снижаться еще прошлой осенью. В октябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они упали на 4%, в ноябре – на 21%, а в декабре было рекордное падение на 26%, и, очевидно, в РЖД полагают, что за первые шесть месяцев этого года ситуация в этих отраслях существенно не изменится. Вместе с тем представители РЖД замечают, что это – только предварительный прогноз, основанный на заявках грузоотправителей.

Если все же пессимистичные прогнозы железнодорожников сбудутся, то в первом полугодии этого года РЖД недополучат 125-140 млрд рублей и, естественно, будут вынуждены сокращать свою инвестиционную программу, которая в докризисном варианте составляла 432 млрд рублей. Ее начали пересматривать еще в конце прошлого года, когда в качестве базового прогноза естественной монополии было принято снижение погрузки в 2009 году на 19%, а доходов – на 10% к уровню прошлого года. Тогда президент РЖД Владимир Якунин говорил, что с учетом того, что Федеральная служба по тарифам РФ утвердила повышение тарифов на грузоперевозки всего на 8%, его компания сможет потратить на инвестпрограмму не более 252 млрд рублей (при том что сами железные дороги были намерены сократить в 2009 году свои издержки на 180 млрд рублей).

Выходом из этой ситуации, по словам Якунина, было бы привлечение государственных денег на 100 млрд рублей через выпуск инфраструктурных облигаций, привлечение кредитов госбанков и увеличение уставного капитала естественной монополии. Официальное решение по этому поводу должно быть принято на днях. Но даже при 19-процентном снижении объема перевозок, как прогнозировалось до нового года, РЖД смогут позволить себе строительство только 7 тыс. км железнодорожного полотна вместо запланированных 20 тыс. км и закупить лишь 60-70% подвижного состава от необходимого объема. Снижение уровня перевозок на треть, как предполагают железнодорожники в первом полугодии этого года, практически парализует инвестпроекты РЖД. Поэтому большинство отраслевых аналитиков склонны полагать, что государство пойдет навстречу естественной монополии в части дополнительных вложений в уставный капитал РЖД и одобрение ее облигационного займа. В ином случае она не сможет справиться с увеличивающимся грузопотоком после кризиса.