Назад к истокам

Денис Квасов
29 января 2009, 19:12

Сегодня стало известно, что первым вице-президентом подконтрольного АвтоВАЗу дилерского холдинга ОАО «Лада-сервис» назначен выходец из группы СОК Сергей Шабанов, ранее занимавший пост генерального директора дилерской сети Sokia, которая недавно была продана российской «дочке» корейского концерна Kia. По мнению экспертов, это может означать, что сделка по продаже СОКом ижевского завода «Иж-авто» входит в завершающую стадию и она будет проведена именно по той схеме, которую в последнее время муссировали деловые СМИ: в обмен на 98% «Иж-авто» СОКу будет предложен сбытовой холдинг АвтоВАЗа (по одной из версий, 75% актива).

Вместе с Шабановым в «Ладу-сервис» могут прийти еще два топ-менеджера Sokia – Юрий Амелин и Александр Наметкин, которые до 2006 года занимались на АвтоВАЗе сбытом автомобилей, но затем были вынуждены покинуть завод под давлением управленцев из ФГУП «Рособоронэкспорт». В случае если прогнозы аналитиков сбудутся, сбыт автомобилей вернется под контроль СОКа (сейчас через «Лада-сервис» реализуется примерно четверть всей вазовской продукции). Окончательное решение по сделке может быть обнародовано после заседания совета директоров тольяттинского автогиганта, которое пройдет 4 февраля. Скорее всего, сюрпризов это заседание не принесет, и сделка, переговоры по которой идут уже два года, будет закрыта в ближайший месяц.

Повторять еще раз всю историю взаимных подвижек и всех возникавших вариаций на тему финансирования сделки смысла нет. Интереснее поразмышлять о перспективах каждой из сторон в связи с намечающимся финалом долгоиграющего действа вокруг «Иж-авто». А тут как раз все отнюдь неоднозначно. Что касается АвтоВАЗа, то покупка (без особых затрат, что немаловажно в условиях финансового кризиса) действующего полномасштабного производства мощностью 220-350 тыс. машин в год выглядит, по крайней мере на первый взгляд, однозначно позитивным моментом. Если ВАЗ сделает рывок и нарастит объем выпуска продукции, то у него появится шанс увеличить долю рынка, где основные конкуренты – бюджетные и подержанные иномарки – сейчас находятся в проигрышном положении. Девальвация рубля и повышение пошлин на автоимпорт играют на руку АвтоВАЗу, поскольку увеличивают ценовой отрыв от конкурентов, что, кстати, тольяттинскими маркетологами уже используется вовсю. С начала этой недели повышены в среднем на 2,45% отпускные цены на автомобили Lada. Однако меры правительства по поддержке отечественного автопрома отнюдь не полностью определяют ситуацию на рынке, а влияние кризиса сказалось и на самом ВАЗе. По итогам 2008 года продажи автозавода упали на 6%. В текущем году президент АвтоВАЗа Борис Алешин планирует продать в России около 600 тыс. автомобилей (на 3,5% меньше, чем в прошлом году).

Более того, судя по последним данным, само использование ижевского актива АвтоВАЗом может быть скорректировано. Ранее топ-менеджеры тольяттинского автозавода говорили о переносе на «Иж-авто» производства «классики» и, возможно, семейства Lada Samara. Теперь же речь идет и о варианте организации сборки автомобилей партнера, французского автоконцерна Renault (владеет блокпакетом АвтоВАЗа), и его партнера по альянсу, японского Nissan. Совокупный объем выпуска моделей Renault и Nissan на «Иж-авто» может к 2011 году составить не менее 365 тыс. автомобилей. Из них около 230 тыс. придется на модели Renault, остальное – на Nissan. Уже в 2009 году «Иж-авто» может начать крупноузловую сборку автомобилей Logan и Megan, а в 2010 году выйти на объем их выпуска в 80-100 тыс. автомобилей (по 40-50 тыс. на каждую). Впрочем, пока вся эта информация не нашла официального подтверждения. Понятно лишь, что в любых своих действиях АвтоВАЗ теперь вынужден учитывать интересы французского партнера, а насколько они будут совпадать – большой вопрос.

Еще один сомнительный момент для АвтоВАЗа – потеря сбытового холдинга. Повторимся: в условиях кризиса ликвидности (который уже заставил завод перейти на систему расчетов с поставщиками с использованием векселей) шанс избежать крупных финансовых затрат «в кэше» – это хорошо. Но кризис не вечен, а в стабилизировавшейся ситуации сбыт автомобилей станет одним из ключевых факторов успеха на российском авторынке, поскольку контроль над ним обеспечивает управляемость бизнеса и дает неоспоримые преимущества в плане маркетинга. Недаром большинство иностранных автоконцернов сейчас выкупают дилерские сети у своих российских партнеров для того, чтобы сконцентрировать в своих руках дистрибуцию.

С другой стороны, СОК также находится отнюдь не в лучшем положении, несмотря на то что инициатором сделки выступил основной бенефициар группы – Юрий Качмазов. В целом после прихода к управлению АвтоВАЗом выходцев из «Рособоронэкспорта» и последовавшего за этим охлаждения отношений между тольяттинским автозаводом и самарской группой СОК потерял многие позиции в автомобильном бизнесе. Заморожен проект «Рос-Лада» после того, как ВАЗ прекратил поставки машинокомплектов в Сызрань, продан крупнейший автокомпонентный актив – завод «Пластик» (Сызрань), теперь продана и компания Sokia. Под большим вопросом и будущее предприятий по выпуску комплектующих – часть из них уже вернулась под контроль АвтоВАЗа, часть сейчас изучается руководством созданного в прошлом году холдинга «Автомобильные технологии» с целью последующего приобретения. Если сейчас СОК отдаст и «Иж-авто» (а это, в общем-то, можно считать делом решенным), то, кроме приобретаемого вазовского сбытового холдинга, по сути, у него мало что останется от когда-то мощнейшей автоимперии. Причем нужно учитывать и тот факт, что отношения с ВАЗом могут вновь измениться в худшую сторону, и тогда риски СОКа резко возрастают – примеры, когда автозавод в одностороннем порядке разрывал отношения с дилерами, известны.

Одним словом, даже будучи закрытой, сделка по продаже «Иж-авто» может оставить больше вопросов, чем дать ответов. А как будет развиваться ситуация, сегодня не может сказать никто. Хотелось бы надеяться, что в отечественном автопроме наступит наконец-то светлое завтра, но макроэкономическая обстановка, да и (чего уж греха таить) действия ведущих игроков зачастую заставляют в таковой возможности сомневаться.