Маленький болт

Елена Рыцарева
30 января 2009, 13:39

Я думала, что болт будет большим. И не только большим, но и живым. Я думала, что это будет молодой человек в обтягивающем серебристом трико, а на голове у него будет шестиугольная кепка. Так я представляла главного героя балета «Болт» (музыка Шостаковича, хореограф Ратманский).

А болт оказался маленьким, маленьким и даже вряд ли железным. Только один раз мужчина в белой рубашке и широких темных брюках вынул его из кармана между двумя па, показал чуток, и давай дальше скакать, демонстрировать свои душераздирающие планы. А задумал он действительно великое коварство – засунуть этот болт в новый конвейер, сделать короткое замыкание и остановить производство. Замысел удался, страшный красный свет озарил цех, гигантская лампочка накаливания, царящая над сценой, была спущена вниз и унесена за ненадобностью. Преступник был пойман и наказан, светлое будущее галопировало почти весь второй акт.

Советская белиберда уже не раздражает – вот, пожалуй, главное впечатление от вчерашнего посещения Большого. Ни капли не раздражает. Конечно, Шостакович в 1931 году создавал не серьезный балет, а иронию над всевозможными постановками на производственную тему. Но в 2009 году уже иронизировать не над чем – спектаклей про промышленность и сельское хозяйство днем с огнем не найдешь.

Кубизм на сцене, гротеск в музыке, танец абсолютно красных красноармейцев в противогазах – все это было здорово. (Хотя, на мой взгляд, абсолютного непрофессионала в искусствах, все-таки музыка была выразительнее танца.)

То ли это гений Шостаковича, то ли постановщику удалось настолько эстетизировать эпоху, но ты забываешь о той настоящей реальности, что стояла за индустриализацией. Или через 80 лет, когда уже умерли почти все последние свидетели, любая эпоха может превратиться в прикольный балет?

P.S. А музыку из первого акта, наполненную четким быстрым ритмом отлаженного конвейера, я решила заводить каждый раз в начале трудового дня – для вдохновения рабочего коллектива.