Расставили приоритеты

10 февраля 2009, 12:19

Транспортная монополия «Российские железные дороги» (РЖД) вчера заявила, что до конца года сдаст в эксплуатацию 53-километровый участок пути, обходящий шахтные поля компании «Уралкалий». Очевидно, раскошелиться на это строительство придется самому химическому гиганту.

РЖД сообщили о том, что 16 декабря этого года сдадут в эксплуатацию 53-километровый обходной путь в районе станции Березники (Пермский край). Эту дату на выездном заседании правительственной комиссии РФ по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в городе Березники, назвал первый вице-президент РЖД Вадим Морозов. Напомним, что чрезвычайная ситуация на Первом руднике (БКПРУ-1) «Уралкалия» случилась в октябре 2006 года после попадания в шахту грунтовых вод. Спустя два месяца специальная комиссия Ростехнадзора решила, что авария произошла по причинам, не зависящим от «Уралкалия», и была вызвана особенностями геологического строения шахтного поля. Тем не менее местным властям пришлось переселить часть жителей Березников, РЖД – построить две обходные железнодорожные ветки, а «КЭС-холдингу» – перенести часть энергетических коммуникаций ТЭЦ-10.

Однако техногенная ситуация в районе аварии продолжала ухудшаться, и в конце концов по инициативе вице-премьера Игоря Сечина в ноябре прошлого года была образована новая правительственная комиссия по расследованию причин аварии на БКПРУ-1, которая, по сути, должна была вновь ответить на вопрос, виновен ли «Уралкалий» в этой аварии. И если виновен, то сколько он должен заплатить. В конце января комиссия свой вердикт вынесла – «Уралкалий» виновен в том, что не проявлял должного усердия в предотвращении аварии, а посему в первую очередь должен компенсировать бюджетам 3,1 млрд рублей за переселение жителей Березников и строительство 850-метровой обходной железнодорожной ветки.

Вопрос номер два – дальнейший перенос железнодорожных коммуникаций. По сообщению РЖД, выездная комиссия в Березниках приняла принципиальное решение приостановить строительство третьей обходной временной железнодорожной ветки длиной 2,5 км и решить проблему кардинально – активизировать работы по строительству 53-километрового железнодорожного участка, обходящего стороной все шахтные поля химического объединения. Для исключения же последующих техногенных аварий комиссия дала поручение представителям Ростехнадзора и Горного института Уральского отделения РАН провести мониторинг состояния территории всего Березниковско-Соликамского региона.

РЖД, очевидно, к такому повороту дела оказались готова. По словам Вадима Морозова, в настоящее время разработан план-график введения объекта в эксплуатацию, который предусматривает два этапа строительства. На первом этапе – к 16 декабря 2009 года – будет возведен однопутный электрифицированный участок пути с комплексом развитой инфраструктуры. На втором этапе – в 2010 году – произойдет примыкание станции Березники к новой ветке и дальнейшее развитие линейных станций. Планируется, что после завершения второй очереди строительства на участке начнут курсировать пассажирские поезда.

Проехав по трассе будущих путей, Морозов доложил комиссии, что в настоящий момент завершены вырубка леса и расчистка участка, проложена технологическая дорога, полным ходом идет обустройство водопропускных труб. Общую стоимость проекта железнодорожники оценили в 13,1 млрд рублей, причем 6 млрд рублей, по словам Морозова, требуется монополии уже в этом году. Он подчеркнул, что «Уралкалий» и «Сильвинит» заявляли ранее о том, что готовы дать по 1 млрд рублей на перенос железнодорожных путей.

Официальное сообщение отмечает, что вопрос о том, где взять недостающие по этому году 4 млрд рублей, федеральное правительство рассмотрит до конца марта. Однако большинство отраслевых экспертов считают, что эти деньги «повесят» на «Уралкалий». И дело не только в том, что сами РЖД как главная государственная транспортная компания находятся в глубокой депрессии – в первом полугодии этого года железнодорожники прогнозируют падение грузоперевозок на треть. Уже и сам «Уралкалий», получив акт новой правительственной комиссии об итогах расследования причин аварии на БКПРУ-1, признал, что его расходы на компенсацию ее последствий могут превысить 3,1 млрд рублей. Вопрос только в том, как именно это будет сделано – через суд или же государство как «политический посредник» иными способами будет побуждать березниковское химическое объединение к оплате этих и других проектов.