Власть спешит на помощь

13 февраля 2009, 11:10

Власти Хабаровского края принимают меры для того, чтобы минимизировать последствия банкротства авиакомпании «Дальавиа». Об этом в интервью краевой газете «Тихоокеанская звезда», опубликованном сегодня, рассказал первый зампред регионального правительства по экономическим вопросам Геннадий Апанасенко.

«Правительство Хабаровского края не является акционером предприятия, поэтому не может решать здесь ни хозяйственные, ни финансовые вопросы. Но так как банкротство „Дальавиа” влияет на социальную ситуацию не только на предприятии, но и в крае, губернатором было принято решение оказать руководству максимально возможную помощь», – отметил Апанасенко. По его словам, вмешательство властей было необходимо, поскольку банкротство авиакомпании (100% акций которой находится в федеральной собственности) могло привести к полной остановке Хабаровского аэропорта. Ведь подразделения «Дальавиа» выполняли функции приемки и отправки им самолетов, обеспечивали безопасность полетов, связь, техобслуживание и т. д. «А требования кредиторов приостановили деятельность предприятия. То есть сразу возник огромный комплекс проблем. Надо было оперативно передать имущество „Дальавиа” аэропорту, причем вместе с обслуживающим персоналом, оформить права на осуществление новых функций, чтобы Хабаровск мог принимать и отправлять самолеты», – объяснил чиновник. По его словам, с ноября прошлого года краевые власти совместно с менеджментом компании, надзорными органами, кредиторами и другими государственными службами занимались координацией всей этой работы. «В результате мы не остановили ни на час работу Хабаровского аэропорта, хотя такая угроза на самом деле существовала. Сегодня аэропорт работает в обычном активном режиме», – заявил Апанасенко.

Вторая проблема, которую решали власти, – это забота о судьбе сокращенного персонала авиакомпании. До октября 2008 года в компании работали 2 827 человек. К 10 февраля текущего года были уволены 1 810 сотрудников. Однако, отметил Геннадий Апанасенко, большая часть специалистов была сокращена «в связи с переходом на другую работу». В результате на сегодняшний день трудоустроено 1 276 человек. Огромная часть сотрудников наземных служб перешла работать в ОАО «Хабаровский аэропорт». Часть воздушных судов «Дальавиа» была передана в аренду хабаровским, сахалинским и якутским авиалиниям. Они сейчас обслуживают жителей края по своим традиционным маршрутам, но работают на них в основном те же самые хабаровские экипажи. Однако до конца проблема безработицы еще не решена. На 10 февраля стоят на учете в центре занятости 534 человека, из них статус безработного имеют 159. По словам Геннадия Апанасенко, им предложено более 750 вариантов трудоустройства, выдано 195 направлений на работу, на профобучение направлены 77 человек. Остается нерешенным и вопрос о судьбе 500 специалистов, занимавшихся в «Дальавиа» техобслуживанием самолетов. «Это дееспособная рабочая единица, которая должна стать самостоятельным предприятием и обслуживать в Хабаровске самолеты самых разных авиакомпаний. Но такому предприятию нужна своя базовая авиакомпания в аэропорту, которая бы стала основным клиентом, как раньше „Дальавиа”», – отметил первый зампред хабаровского правительства.

Что касается долгов по заработной плате (за октябрь, ноябрь и декабрь прошлого года), которые на начало февраля составляли 139 млн рублей, то, по словам Апанасенко, эту проблему можно будет решить за счет дебиторов «Дальавиа». Например, возврат НДС предприятию должен составить около 89 млн рублей, а есть еще переплаты по налогу на прибыль, долги Минобороны, авансовые платежи от холдинга «Сухой». «Если это и многое другое вернуть в бюджет предприятия (такое решение рассматривается в суде), то этой суммы будет достаточно, чтобы погасить всю задолженность по заработной плате», – отрезал чиновник.