Коллекция Ива Сен-Лорана цинично продана

Анна Турулина
27 февраля 2009, 13:17

За продажу художественной коллекции, собранной Ивом Сен-Лораном и Пьером Берже, Аукционный дом Christie’s выручил рекордную сумму – 478,5 млн долларов, но поссорился с Китаем.

Торги длились три дня в выставочном комплексе Гран-Пале в Париже – кажется, единственном месте, где все абсолютно забыли про экономический кризис. Уже в первый день стало понятно, что этот аукцион войдет в историю. Общая сумма проданных лотов достигла 266 млн долларов. Были побиты рекорды аукционной стоимости работ восьми художников XX века. Картина Анри Матисса «Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах» была продана за 46,4 млн долларов. Скульптура «Портрет мадам Л.Р.» Константина Бранкузи – за 37,7 млн долларов. «Композиция с синим, красным, желтым и черным» Пита Мондриана обошлась ценителям современного искусства в 27,9 млн долларов.

Эксперты считают, что результаты торгов (в некоторых случаях итоговая цена в десять-двадцать раз превышала стартовую) действительно выдающиеся, но они были ожидаемы. Каролин Линдал, глава московского представительства аукционного дома Bukowskis рассказала «Эксперту Online», что коллекция Ива Сен-Лорана уникальна, «это очень важное событие для аукционного мира, такие коллекции попадают на рынок очень редко». А президент аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра объяснил, что большую роль сыграли имена владельцев: «Если к коллекции прилагается громкое имя его владельца, то стоимость лотов может увеличиться на 70-100%. К тому же коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже складывалась около 50 лет, то есть все это время произведения искусства были изъяты с рынка. После аукциона они исчезнут еще лет на 50. Этим объясняется высокая итоговая стоимость лотов. Настоящие ценители искусства давно ждали этого редкого момента и аккумулировали средства, невзирая на кризис».

Известный французский кутюрье Ив Сен-Лоран и его деловой партнер и друг Пьер Берже начали собирать свою коллекцию в 1958 году с работы Бранкузи. За пять десятилетий в нее вошло более 700 предметов искусства: картины, рисунки и графика художников XIX-XX веков, предметы интерьера в стиле ар-деко, памятники античного мира и многое другое. Все это размещалось в двух парижских апартаментах: на улице Бабилон и улице Бонапарта. Участники аукциона имели редкую возможность увидеть произведения искусства не в музейной, а в живой среде интерьера. После смерти кутюрье в июне 2008 года Пьер Берже сразу же решил продать коллекцию, так «без Ива Сен-Лорана она потеряла свою привлекательность». Цинизм этого решения на аукционе предпочли не обсуждать.

Зато для коллекционеров привлекательность предметов, подобранных с безупречным дизайнерским вкусом, отнюдь не уменьшилась. Во второй день торгов, посвященный предметам мебели и интерьера, цена за кресло «С драконами» работы Эйлин Грей взлетела в 14 раз, в результате его приобрели за гигантскую для предмета мебели ХХ века сумму – 28,3 млн долларов. Лакированный буфет того же мастера ушел с молотка за 5,1 млн долларов, а скульптурная стойка работы французского дизайнера Франсуа-Ксавье Лаланна – за 3,5 млн долларов. Всего же среди лотов набралось десять работ стоимостью больше1 млн долларов. Олег Стецюра предположил, что такой популярности предметов интерьера ХХ века есть психологическое объяснение: «Период взросления многих потенциальных покупателей пришелся как раз на это время. Эти вещи – своеобразная ностальгия, они связаны с детством. К тому же они функциональны. Кресло можно поставить у себя в гостиной, передать как семейную реликвию по наследству».

Третий день, принесший 133 млн долларов, содержал в себе интригу. На продажу были выставлены два любопытных лота: бронзовые головы кролика и крысы, ставшие причиной международной ссоры с Китаем. Эти фигурки XVIII века некогда входили в скульптурную композицию китайского календаря во дворце Юаньминъюань в Пекине при императоре Цянь Луне. Их вывезли в Европу в середине XIX века в одну из «опиумных войн». В Китае они считаются национальным достоянием. Часть бронзовых скульптур так или иначе удалось вернуть на родину. «Крыса» и «Кролик» остались во Франции, несмотря на требования китайского правительства снять два лота с торгов и вернуть «краденое». 23 февраля парижский суд отклонил иск китайских адвокатов к Christie’s. А цена на фигурки, подогреваемая скандалом, во время торгов взлетела до 20 млн за каждую скульптуру.

«С юридической точки зрения нет причин для обвинения Christie’s. По закону если произведение искусства сменило несколько владельцев и они не подозревали об их криминальном происхождении, то они считаются добросовестными владельцами, – объяснил Олег Стецюра. – Китай попытался надавить на аукционный дом, но ничего не добился. Теперь, скорее всего, у Christie’s будут проблемы с их представительством в Китае. Но это их осознанный выбор в пользу лояльности к частной собственности, может быть, в ущерб доходам».

Объем продаж аукционного дома в 2008 году составил 5,1 млрд долларов, почти на 20% меньше, чем в предыдущем. Многие эксперты опасались, что из-за проблем в мировой экономике текущий год станет для аукционов еще менее прибыльным. Однако минувшие торги доказали, что интерес к предметам искусства высок как никогда. В периоды нестабильности люди готовы вкладываться в «вечные ценности». Коллекция Ива Сен-Лорана стала крупнейшей распродажей частной коллекции на аукционе, намного опередив предыдущие достижения: драгоценности герцогини Виндзорской в 1987 году ушли за 50 млн долларов, коллекция Рудольфа Нуриева была продана за 55 млн долларов в 1995 году и часть коллекции баронов Ротшильдов ушла с молотка за 90 млн долларов в 1999 году. В 2003 году на аукционе Christie’s была продана коллекция яиц Фаберже Форбса за 100 млн долларов.